Положение с комментариями

Развернуть все комментарии
Свернуть все комментарии

Толковое положение о внутреннем аудите написать чрезвычайно тяжело. Почему? Потому что, обычно, в организации крайне мало людей, которые могут оценить качество такого положения.

Одна из идей, как можно создать нечто более-менее стоящее – это открыть Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита на сайте ИВА, конкретнее – Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА), и начать ими руководствоваться. На этой странице мы это и сделали. 

Стандартом 1000 «Цели, полномочия и ответственность» минимальный набор требований к положению о внутреннем аудите приведен, ими и ограничимся. Небольшой перевод с русского на русский:

  • текущий перевод Стандартов требует наличия положения о внутреннем аудите, а не о подразделении внутреннего аудита. Здесь представлено Положение о подразделении внутреннего аудита. Если хотите быть каноничным, то п. 1.1. должно стать «Функции внутреннего аудита возлагается на подразделение внутреннего аудита», далее текст сохраняется;
  • как нам кажется, для подразделения целесообразно ставить не цели, а задачи, а функции и обязанности – это одно и то же. Тем не менее, на усмотрение пользователей, в тексте выкрутились с помощью фраз «Цели (задачи)» и «Функции (обязанности)».

Из всего приведенного самое важное для внутреннего аудита – это права. В этом тексте собраны почти все права, встретившихся в самых разных положениях (за исключением совсем экзотических вещей типа приостановления проверки в случае угрозы жизни и здоровью). Тем не менее, если чего-то не хватает – пишите в комментариях, учтем.

Положение о подразделении внутреннего аудита.

1. Общие положения.

1.1. Подразделение внутреннего аудита (далее – ПВА) является самостоятельным структурным подразделением Компании. Статус ПВА определен в разделе «Организация деятельности ПВА».

Комментарий

Кому подчиняется подразделение – традиционный пункт в положении о подразделении. Так как подразделение внутреннего аудита в части подчиненности – одно из нетривиальных, то здесь не расписываем, кому именно подчиняется, а отсылаем к дальнейшим разделам. При этом общая схема документа сохраняется.

1.2. ПВА создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с решениями Совета директоров.

Комментарий

В этом тексте мы написали о подчинении Совету директоров. Это канонично, но в некоторых холдингах возможны варианты: во-первых, это может быть не СД, а собрание участников (в случае ООО); во-вторых, владелец может занимать должность генерального директора, миноритариев в бизнесе нет, и в этом случае очевидно, что подчинение генеральному директору подразделения внутреннего аудита – разумное подчинение. Если у Вас такая ситуация – то здесь и далее необходимо изменить Совет директоров на что-то соответствующее бизнесу, где работаете.

2. Цели (задачи) ПВА.

2.1. Создание и поддержание в Компании внутреннего аудита в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита.

Комментарий

Вообще говоря, для сторонних пользователей будет понятнее, если привести определение внутреннего аудита прямо в тексте, а также рассказать что-нибудь про эффективность и результативность, достоверность отчетности, сохранность активов, соответствие законодательству, информационные системы и т.п. Но если изменятся Стандарты (а они меняются), придется переписывать документ. Как говорится, на усмотрение.

С другой стороны, теоретически возможно создание внутреннего аудита и не в соответствии со стандартами. Есть целый пласт компаний, в которых никто не различает понятий, например, КРУ и Внутренний аудит. Поэтому, в таком случае, если владелец увидит, что его КРУ теперь соответствует международным стандартам, то может и распустить орган за излишний американизм. Будьте бдительны, короче.

2.2. Координация работы ревизионных комиссий юридических лиц Компании.

Комментарий

Традиционное дополнение. Атавизм в виде ревкомов на момент написания положения есть, отменять вроде собираются, но никак не отменят. Одному из авторов довелось работать в организации, где на внутренний аудит были возложены обязанности ревкомов. Ничего в этом страшного нет, но, если рассматривать ревкомы как элемент внутреннего контроля – внутренний аудит должен оценивать и их качество… Поэтому – на выбор, должно или не должно так быть.

Возможны еще дополнения, как-то: организация и сопровождение внешнего аудита отчетности (на самом деле мы против, пусть себе внешние аудиторы копаются в бухгалтерии и не отвлекают от полезных действий ПВА), взаимодействие со Службой безопасности в части подготовки материалов для всяческих органов (тоже традиционно: внутренний аудит на моей памяти регулярно помогает СБ посчитать что-либо типа размера ущерба в виде бухгалтерской справки) и т.п.

3. Функции (обязанности) ПВА.

Комментарий

Функционал следует из МПСВА, Стандарты деятельности (начинаются с цифры 2). Небольшое отличие от текста стандартов – заменяем «гарантии», «услуги аудита», «проведение оценки», что непонятно среднестатистическому обывателю, на «внутренние аудиторские проверки», что понятно среднестатистическому обывателю.

3.1. Ежегодная подготовка риск-ориентированного плана работы на основании формализованной оценки рисков и мнения Совета директоров и генерального директора Компании.

3.2. Проведение внутренних аудиторских проверок корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля, в т.ч.:

3.2.1. Планирование проверок.

3.2.2. Выполнение проверок, в т.ч. сбор, анализ и оценка полученной информации.

3.2.3. Документирование информации.

3.2.4. Подготовка и согласование отчета (итогового заключения) по результатам проверки.

3.2.5. Подготовка рекомендаций по итогам проверок.

3.3. Мониторинг решения проблемных вопросов, выявленных по результатам внутренних аудиторских проверок.

3.4. Оказание консультационных услуг менеджменту Компании по совершенствованию корпоративного управления (в т.ч. этики и IT), управления рисками и внутреннего контроля.

3.5. Регулярная отчетность о деятельности ПВА, состоянии системы внутреннего контроля и уровнем принятых рисков менеджментом Компании перед Советом директоров.

3.6. Исполнение функций ревизионных комиссий для юридических лиц Компании в соответствии с действующим законодательством.

4. Организация деятельности ПВА.

Комментарий

Необходимость этого раздела вытекает из МПСВА: там достаточно много фраз о подчиненности и пр. В другие разделы это не впихнуть, поэтому создаем новый.

Здесь приведены только основные пункты из Стандартов в «коротком» варианте. Если нужен объем – открываем не только стандарты и интерпретации, но и руководства по применению и практические руководства. В руководствах по применению по каждому стандарту есть как минимум страница разумного текста, поэтому объем положения о ПВА фактически ограничивается только сверху.

4.1. В своей деятельности ПВА руководствуется Международными основами профессиональной практики внутреннего аудита.

Комментарий

В принципе, этого достаточно. Но раздел из одного пункта не поймут согласующие, поэтому напишем еще несколько фраз.
Далее – проекция стандарта 1100 «Независимость и объективность» на жизнь в компании. Можно ограничиться только первым предложением, но целесообразно, как минимум (чтобы не трясти МПСВА перед менеджментом) включить пункты, ограничивающие ответственность ПВА за все хорошее, что будет происходить:

4.2. Внутренний аудит должен быть независимым, а внутренние аудиторы должны быть объективными при выполнении своих обязанностей. В связи с этим не допускаются:

4.2.1. Любые управленческие решения в Компании, за исключением касающихся работы ПВА.

4.2.2. Любые функциональные обязанности в Компании, за исключением касающихся работы ПВА.

4.2.3. Любые транзакции, в том числе их создание и согласование со стороны ПВА (за исключением транзакций, касающихся работы ПВА).

4.2.4. Согласование внутренних документов.

4.2.5. Использование в целях выплаты премий мнения менеджмента Компании (в т.ч. в виде опросов) о деятельности сотрудника ПВА.

4.3. ПВА функционально подчиняется Совету директоров, административно – генеральному директору. Функциональная подотчетность Совету директоров обеспечивает прямой доступ руководителя ПВА к членам Совета при возникновении чувствительных вопросов. Административная подотчетность генеральному директору обеспечивает достаточный организационный статус руководителя ПВА и наличие у него полномочий выполнять свои обязанности беспрепятственно и решать сложные вопросы с другими высшими руководителями.

Комментарий

Очень длинная фраза в этом пункте — прямая цитата из Руководства по применению 1100 «Организационная независимость». Цитата очень нравится, вставлена в данный документ для того, чтобы потенциальные оппоненты не искали в интернетах о функциональной и административной подчиненности, а то найдут что-то не то.

И помните оговорку в п. 1 о том, что Советы директоров могут быть не везде.

4.3.1. Функциональное подчинение Совету директоров означает, что Совет директоров:

Комментарий

Фразы из интерпретации Стандарта 1110 «Организационная независимость».

4.3.1.1. одобряет Положение о ПВА;
4.3.1.2. одобряет риск-ориентированный план внутреннего аудита;
4.3.1.3. одобряет бюджет и ресурсный план внутреннего аудита;
4.3.1.4. получает информацию непосредственно от руководителя ПВА о ходе выполнения плана внутреннего аудита и другим вопросам;
4.3.1.5. принимает решение о назначении и снятии с должности руководителя ПВА;
4.3.1.6. одобряет вознаграждение руководителю ПВА;
4.3.1.7. получает информацию у менеджмента и руководителя ПВА с целью определить, существуют ли неприемлемые ограничения в объеме работ или ресурсах.

Комментарий

Можно где-нибудь, в т.ч. здесь, указать о том, что распределение премий в подразделении внутреннего аудита – дело внутреннего аудита, а не генерального директора. А то, сами понимаете, согласовывать премию проверяющих с проверяемыми – не есть гуд…

4.3.2. Административное подчинение генеральному директору означает, что генеральный директор:

Комментарий

На самом деле, административное подчинение правильнее назвать административным обеспечением. Речь идет о том, что генеральный директор, в целом, не только имеет право требовать от внутреннего аудита соблюдения правил внутреннего трудового распорядка (при этом не наказывая самих внутренних аудиторов за опоздания), но и обязан обеспечить их всем необходимым для работы в соответствии с бюджетом ПВА.

4.3.2.1. издает на основании решений Совета директоров соответствующие документы, касающихся деятельности ПВА;

4.3.2.2. обеспечивает исполнение бюджета ПВА;

Комментарий

На самом деле этого достаточно. Но в некоторых случаях генеральный директор может оказаться мелким пакостником, и начать вопрошать: а есть ли у ПВА в бюджете строка на электроэнергию и принтеры, для того, чтобы работать? А раз нет, то не будет вам ничего: ни помещений, ни компьютеров, ни Windows. Поэтому в этих некоторых случаях целесообразно допрописывать все, что нужно для работы: помещения (с ограничением на вход только для сотрудников ПВА), компьютеры (а у внутренних аудиторов, скорее, должен быть ноутбук), программное обеспечение (в т.ч. специализированное – например, 1С и сметное), сейфы, оргтехника, телефон, телеграф, интернет, факсимильная связь и прочие телексы. Касается только места постоянного размещения ПВА, при проведение выездных проверок – к регламенту проведения проверок.

4.3.2.3. обеспечивает и контролирует исполнение прав ПВА.

Комментарий

Опять же, можно расшифровывать (см. следующий раздел): пропуска на объекты, допуск в информационные системы, контроль исполнения запросов внутреннего аудита, оформление приказов о командировках и т.п.

4.4. Внутренние аудиторы должны выполнять аудиторские задания на должном профессиональном уровне.

Комментарий

Это стандарт 1200 «Профессионализм и профессиональное отношение к работе».

Этот пункт можно исключить, а можно расшифровать. Например, написав, что «Профессионализм означает сопоставление затрат на проведение проверок в сравнении с потенциальными выгодами», что позволит отклонять идеи сплошных проверок счетов-фактур на наличие ручной подписи, если не нужно и не хочется этого делать. Или же указать в каком-то виде, что для проведения проверок предметной области компетенция аудитора вовсе не обязана превосходить компетенцию аудируемого. Но, по-хорошему, из всех стандартов 1200 для положения о подразделении внутреннего аудита нам важен стандарт 1230 «Непрерывное профессиональное развитие». Следующий пункт – именно про это.

4.5. Компания оплачивает сотрудникам ПВА профессиональное обучение и повышение квалификации в соответствии с утвержденным бюджетом ПВА, в т.ч.:

4.5.1. для подтверждения и продления имеющихся у сотрудников ПВА профессиональных аттестатов и лицензий, используемых ими при исполнении служебных обязанностей;

4.5.2. для повышения профессиональной квалификации и приобретения новых профессиональных навыков в случае необходимости таких навыков при исполнении ими служебных обязанностей.

Комментарий

Следующий стандарт качественных характеристик – 1300 «Программа обеспечения и повышения качества внутреннего аудита». Там написано многое, в т.ч. внутренние оценки. Логика документов на этом сайте – брать на себя повышенные обязательства не является необходимым, соответственно, пишем только то, что интересно (при этом стандарты не нарушаем – есть безусловный пункт 4.1). Из интересного (особенно на этапе разработки положения) – нужно зафиксировать проведение внешней оценки, что и делаем:

4.6. Для подтверждения качества внутреннего аудита не реже одного раза в пять лет проводится внешняя оценка. Внешняя оценка проводится квалифицированным и независимым оценщиком или группой оценщиков, не являющихся сотрудниками Компании.

5. Права.

Комментарий

Можно коротко. В этом случае мы берем только заголовки первого уровня. Можно подлиннее, тогда переписываем все имеющееся.

5.1. Запрашивать, получать и копировать всю необходимую для работы информацию в том виде, в котором ее используют сотрудники, непосредственно от сотрудников Компании, в т.ч., но не ограничиваясь:

Комментарий

Очень важный момент – «непосредственно от сотрудников». Если это не указать, то подразделение внутреннего аудита будет получать даже банальную информацию долго, трудозатратно, и, в итоге, может не получить.

5.1.1. материалы коллегиальных органов;

5.1.2. материалы для подготовки решений для единоличных и коллегиальных органов и обоснования к ним;

5.1.3. распорядительную документацию (приказы, распоряжения, указания, планы работ, регламенты и пр.);

5.1.4. внутреннюю и внешнюю переписку;

5.1.5. материалы для подготовки управленческих решений и отчетности (включая промежуточные расчетные файлы, журналы учета и пр.);

5.1.6. первичные документы бухгалтерского учета (в т.ч. договоры и дополнительные соглашения к ним, расчеты и пр.);

5.1.7. контрольные журналы (входа/выхода, вноса/выноса, въезда/выезда);

5.1.8. техническую документацию;

5.1.9. рабочую и исполнительную документацию, а также сметы;

5.1.10. документацию по используемым в работе информационным и технологическим системам, а также списки сотрудников с ролями/допусками для работы в этих системах;

5.1.11. информацию по результатам внешних и внутренних проверок.

5.2. Получать доступ ко всей информации в локально-вычислительных сетях, включая учетные системы (электронные файлы, электронные базы данных и другие информационным ресурсам) без права изменения (аудиторский доступ) и копировать ее.

5.3. Находиться на территории и входить в помещения Компании, в т.ч. в технологические помещения, помещения, используемые для хранения документов (архивы), для обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях (серверные) в любое время суток с соблюдением внутренних нормативных документов, определяющих порядок доступа в данные помещения.

5.4. Проводить процедуры фактического контроля, в т.ч., но не ограничиваясь:

5.4.1. инвентаризацию всех видов активов и обязательств Компании;

5.4.2. беспрепятственную фото- и видеосъемку;

5.4.3. обследование помещений, мест хранения, рабочих мест сотрудников и пр.;

5.4.4. контрольные обмеры, замеры, взвешивание и пр.;

5.4.5. пробный запуск машин и механизмов, отдельных систем и пр.;

5.4.6. лабораторные анализы.

5.5. Получать от всех сотрудников Компании напрямую устные и письменные пояснения.

Комментарий

Тоже очень важный момент: в некоторых случаях целесообразно запросить письменные пояснения, обязанность предоставить эти пояснения (естественно, знаток ТК РФ может отказаться) и зафиксирована в положении о подразделении внутреннего аудита.

5.6. Привлекать при осуществлении внутренних аудиторских проверок сотрудников других подразделений Компании по согласованию с их непосредственным руководителем.

5.7. Участвовать в пределах своих компетенций в работе совещаний, заседаний и рабочих групп.

5.8. Участвовать в работе закупочных и инвентаризационных комиссий, временных и постоянных органов управления Компании (комитеты, комиссии и др.);

5.9. В случаях производственной необходимости осуществлять запись проводимого интервью и встреч на диктофон с предупреждением интервьюируемого об осуществлении записи разговора.

5.10. По решению руководителя ПВА в случае обнаружения признаков финансовых злоупотреблений, подделки и подлога документов изымать первичную документацию с составлением акта изъятия и передавать изъятую документацию на хранение в Службу безопасности.

5.11. Передавать в Службу безопасности материалы для проведения дополнительных расследований.

5.12. Привлекать к проведению внутренних аудиторских проверок и оказанию консультационных услуг внешние юридические и физические лица в рамках утвержденного бюджета ПВА.

Комментарий

Дополнительно можно ограничить:

1. Получение инфо от Службы безопасности и первого отдела. Традиционно (формально или неформально) между подразделением внутреннего аудита и службой безопасности имеется «пакт детей лейтенанта Шмидта», соответственно, можно закрепить данный пакт путем ограничения на получения всей инфо от СБ.

2. В случае наличия государственной тайны – дополнительно ввести ограничения на получения данной инфо.

3. В некоторых случаях чувствительны знания о заработной плате (особенно топ-менеджеров), знать ее даже руководителю подразделения внутреннего аудита не нужно.

Заключительный момент – в соответствии с данным положением любой младший аудитор в регионе имеет право запросить у генерального директора управляющей компании объяснительную по поводу его знаний об учете канцелярских товаров в соседнем регионе. Понятное дело, что перегиб, причем эффект этого перегиба сравним с «shit hits the fan». Если служба большая, для исключения таких ситуаций можно ввести ограничение, что информация запрашивается через определенный уровень должностей (типа начальник отдела) либо же с официального почтового ящика подразделения внутреннего аудита.

И еще: эксперт включает в качестве приложения к положению о подразделении внутреннего аудита кодекс этики. Возможно, полезно, на усмотрение.

Положение без комментариев

Файл в формате Microsoft Word — здесь

Положение о подразделении внутреннего аудита. 

1. Общие положения.

1.1. Подразделение внутреннего аудита (далее – ПВА) является самостоятельным структурным подразделением Компании. Статус ПВА определен в разделе «Организация деятельности ПВА».

1.2. ПВА создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с решениями Совета директоров.

2. Цели (задачи) ПВА.

2.1. Создание и поддержание в Компании внутреннего аудита в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита.

2.2. Координация работы ревизионных комиссий юридических лиц Компании.

3. Функции (обязанности) ПВА.

3.1. Ежегодная подготовка риск-ориентированного плана работы на основании формализованной оценки рисков и мнения Совета директоров и генерального директора Компании.

3.2. Проведение внутренних аудиторских проверок корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля, в т.ч.:

3.2.1. Планирование проверок.

3.2.2. Выполнение проверок, в т.ч. сбор, анализ и оценка полученной информации.

3.2.3. Документирование информации.

3.2.4. Подготовка и согласование отчета (итогового заключения) по результатам проверки.

3.2.5. Подготовка рекомендаций по итогам проверок.

3.3. Мониторинг решения проблемных вопросов, выявленных по результатам внутренних аудиторских проверок.

3.4. Оказание консультационных услуг менеджменту Компании по совершенствованию корпоративного управления (в т.ч. этики и IT), управления рисками и внутреннего контроля.

3.5. Регулярная отчетность о деятельности ПВА, состоянии системы внутреннего контроля и уровнем принятых рисков менеджментом Компании перед Советом директоров.

3.6. Исполнение функций ревизионных комиссий для юридических лиц Компании в соответствии с действующим законодательством.

4. Организация деятельности ПВА.

4.1. В своей деятельности ПВА руководствуется Международными основами профессиональной практики внутреннего аудита.

4.2. Внутренний аудит должен быть независимым, а внутренние аудиторы должны быть объективными при выполнении своих обязанностей. В связи с этим не допускаются:

4.2.1. Любые управленческие решения в Компании, за исключением касающихся работы ПВА.

4.2.2. Любые функциональные обязанности в Компании, за исключением касающихся работы ПВА.

4.2.3. Любые транзакции, в том числе их создание и согласование со стороны ПВА (за исключением транзакций, касающихся работы ПВА).

4.2.4. Согласование внутренних документов.

4.2.5. Использование в целях выплаты премий мнения менеджмента Компании (в т.ч. в виде опросов) о деятельности сотрудника ПВА.

4.3. ПВА функционально подчиняется Совету директоров, административно – генеральному директору. Функциональная подотчетность Совету директоров обеспечивает прямой доступ руководителя ПВА к членам Совета при возникновении чувствительных вопросов. Административная подотчетность генеральному директору обеспечивает достаточный организационный статус руководителя ПВА и наличие у него полномочий выполнять свои обязанности беспрепятственно и решать сложные вопросы с другими высшими руководителями.

4.3.1. Функциональное подчинение Совету директоров означает, что Совет директоров:

4.3.1.1. одобряет Положение о ПВА;

4.3.1.2. одобряет риск-ориентированный план внутреннего аудита;

4.3.1.3. одобряет бюджет и ресурсный план внутреннего аудита;

4.3.1.4. получает информацию непосредственно от руководителя ПВА о ходе выполнения плана внутреннего аудита и другим вопросам;

4.3.1.5. принимает решение о назначении и снятии с должности руководителя ПВА;

4.3.1.6. одобряет вознаграждение руководителю ПВА;

4.3.1.7. получает информацию у менеджмента и руководителя ПВА с целью определить, существуют ли неприемлемые ограничения в объеме работ или ресурсах.

4.3.2. Административное подчинение генеральному директору означает, что генеральный директор:

4.3.2.1. издает на основании решений Совета директоров соответствующие документы, касающихся деятельности ПВА;

4.3.2.2. обеспечивает исполнение бюджета ПВА;

4.3.2.3. обеспечивает и контролирует исполнение прав подразделения внутреннего аудита.

4.4. Внутренние аудиторы должны выполнять аудиторские задания на должном профессиональном уровне.

4.5. Компания оплачивает сотрудникам ПВА профессиональное обучение и повышение квалификации в соответствии с утвержденным бюджетом ПВА, в т.ч.:

4.5.1. для подтверждения и продления имеющихся у сотрудников ПВА профессиональных аттестатов и лицензий, используемых ими при исполнении служебных обязанностей;

4.5.2. для повышения профессиональной квалификации и приобретения новых профессиональных навыков в случае необходимости таких навыков при исполнении ими служебных обязанностей.

4.6. Для подтверждения качества внутреннего аудита не реже одного раза в пять лет проводится внешняя оценка. Внешняя оценка проводится квалифицированным и независимым оценщиком или группой оценщиков, не являющихся сотрудниками Компании.

5. Права.

5.1. Запрашивать, получать и копировать всю необходимую для работы информацию в том виде, в котором ее используют сотрудники, непосредственно от сотрудников Компании, в т.ч., но не ограничиваясь:

5.1.1. материалы коллегиальных органов;

5.1.2. материалы для подготовки решений для единоличных и коллегиальных органов и обоснования к ним;

5.1.3. распорядительную документацию (приказы, распоряжения, указания, планы работ, регламенты и пр.);

5.1.4. внутреннюю и внешнюю переписку;

5.1.5. материалы для подготовки управленческих решений и отчетности (включая промежуточные расчетные файлы, журналы учета и пр.);

5.1.6. первичные документы бухгалтерского учета (в т.ч. договоры и дополнительные соглашения к ним, расчеты и пр.);

5.1.7. контрольные журналы (входа/выхода, вноса/выноса, въезда/выезда);

5.1.8. техническую документацию;

5.1.9. рабочую и исполнительную документацию, а также сметы;

5.1.10. документацию по используемым в работе информационным и технологическим системам, а также списки сотрудников с ролями/допусками для работы в этих системах;

5.1.11. информацию по результатам внешних и внутренних проверок.

5.2. Получать доступ ко всей информации в локально-вычислительных сетях, включая учетные системы (электронные файлы, электронные базы данных и другие информационным ресурсам) без права изменения (аудиторский доступ) и копировать ее.

5.3. Находиться на территории и входить в помещения Компании, в т.ч. в технологические помещения, помещения, используемые для хранения документов (архивы), для обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях (серверные) в любое время суток с соблюдением внутренних нормативных документов, определяющих порядок доступа в данные помещения.

5.4. Проводить процедуры фактического контроля, в т.ч., но не ограничиваясь:

5.4.1. инвентаризацию всех видов активов и обязательств Компании;

5.4.2. беспрепятственную фото- и видеосъемку;

5.4.3. обследование помещений, мест хранения, рабочих мест сотрудников и пр.;

5.4.4. контрольные обмеры, замеры, взвешивание и пр.;

5.4.5. пробный запуск машин и механизмов, отдельных систем и пр.;

5.4.6. лабораторные анализы.

5.5. Получать от всех сотрудников Компании напрямую устные и письменные пояснения.

5.6. Привлекать при осуществлении внутренних аудиторских проверок сотрудников других подразделений Компании по согласованию с их непосредственным руководителем.

5.7. Участвовать в пределах своих компетенций в работе совещаний, заседаний и рабочих групп.

5.8. Участвовать в работе закупочных и инвентаризационных комиссий, временных и постоянных органов управления Компании (комитеты, комиссии и др.);

5.9. В случаях производственной необходимости осуществлять запись проводимого интервью и встреч на диктофон с предупреждением интервьюируемого об осуществлении записи разговора.

5.10. По решению руководителя ПВА в случае обнаружения признаков финансовых злоупотреблений, подделки и подлога документов изымать первичную документацию с составлением акта изъятия и передавать изъятую документацию на хранение в Службу безопасности.

5.11. Передавать в Службу безопасности материалы для проведения дополнительных расследований.

5.12. Привлекать к проведению внутренних аудиторских проверок и оказанию консультационных услуг внешние юридические и физические лица в рамках утвержденного бюджета ПВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.