Для начинающего внутреннего аудитора достаточно уметь, как сейчас пишут, «четать, песать и счетать». Но уровень должен быть чуть выше современного выпускника школы. Ниже рассмотрено, что именно должен аудитор уметь.

Навык первый. Умение читать.

Внутреннему аудитору приходится работать с документами. Я на собеседованиях даю почитать реальные регламенты. Что нужно видеть в документах:

  1. Понимание того, как выглядит процесс в жизни на основании описанного на бумаге. В идеале – умение сказать, что из перечисленного вряд ли работает, что, скорее всего, работает немного по-другому. При этом, мы понимаем, что в жизни процессы в разных компаниях выглядят абсолютно по-разному, и за редким исключением регламент действительно отражает процесс.
  2. Понимание возможных рисков, а именно – что может случиться. Нужно для формирования программы проверки (лишнее — отсечь, смотреть только там, где все плохо). Важно понимать, что может случиться не вообще (тогда и документы читать не нужно), а именно из-за особенностей документа. 
  3. Понимание неэффективности (cost/benefit контрольной процедуры). Все процедуры не должны идти одинаково (закупка на 10 тыс. руб. и 10 млн. руб. – разные закупки), согласование должно быть разумным (18 подписей – лишнее по-любому).

Некий анализ  документов по п.2 есть на этом сайте – здесь (анализ обычного текста)  и здесь (анализ балльной оценки).  

Отмечу, что документы нужно читать быстро, но не упуская изложенной в них сути. Это важно, чтение по слогам с прошептыванием вслух увиденного очень замедляет работу, в любой проверке в идеале нужно ознакомиться с томами. Если Ваша скорость чтения 10 страниц в час – ускоряйтесь. Но надо не забывать, что самый верный путь на улицу – что-то не увидеть в документе или что-то недостаточно хорошо понять, то есть спешить надо с головой.

Навык второй. Умение писать.

Вообще, конечно, для молодого внутреннего аудитора не особо важно именно это умение, есть старшие товарищи. Тем не менее, умение излагать свои мысли не просто устно на производственном языке, а на бумаге в виде трех страниц смыслового текста – желательно.

Помимо смысловых есть технические аспекты:

  1. Нужно знать возможности продуктов Microsoft. Понятное дело, что загнать необходимый формат текста в стиль MS Word или сделать образец слайда в PowerPoint – высший пилотаж даже для квалифицированных секретарей, но хотя бы выровнять текст уметь нужно.
  2. Грамотность. Очевидно, что принципиально повысить ее невозможно (раз уж в детстве не заложили), но чисто технически итоговый результат можно улучшить. Для этого заведите привычку проверять любой итоговый документ с помощью проверки орфографии (вспоминая предыдущий пункт – клавиша F7). Понятно дело, что «в рогах правды нет», «косный мозг» или «на конец» spelling не заметит, но «хренение» (моя частая опечатка) на «хранение» исправить предложит.

В жизни востребованность этих навыков очень неоднозначна. Эксперт, например, встречал только одного руководителя, которому было интересно количество двойных пробелов и грамматических ошибок. Особенно это “важно” импортным боссам. Тем не менее, эти навыки будут полезны, если организация работает в режиме крючкотворства с одной стороны, и не имеет при этом денег на профессионального корректора – с другой. Печальная конструкция, не дай бог кому так попасть.

Навык третий. Умение считать.

Так как мир теперь современный, то возводить в уме что-либо в 18-ю степень не нужно. Но нужно знать Microsoft Excel. Объем примерно следующий:

  1. «Горячие» клавиши Microsoft Excel (ну и Word). Оптический манипулятор «мышь» – штука классная, но для быстрой работы (например, чтобы выделить таблицу в 100 тыс. строк) неприменим. Вообще, не поверите, в среде Windows можно работать вообще без мыши, и это будет быстрее. Как – читайте интернеты.
  2. Работа со сводными таблицами. Сводные таблицы нужны для всяческих анализов (итоги по интересующим данным, минимумы, максимумы, ну и т.п.). Основной источник информации для большинства средних предприятий – 1С, соответственно, возникает техническое требование – нужно уметь приводить в божеский вид выгрузку из «1С» для последующего формирования сводных таблиц. Программизды 1С сделали стандартную выгрузку идеально отвратительной: объединенные столбцы, последовательные строки с рублями и количеством ну и т.п. С точки зрения теории для формирования сводной таблицы нужна нормированная таблица (которую западные консультанты любят называть «плоской»), на практике это означает поудалять и поозаглавлять столбцы, перенести данные из одного типа строк в другие и удалить ставшие ненужными строки. 
  3. Умение объединять разные таблицы. Для этого используется функция ВПР. Автора сайта научил этой функции эксперт сайта, но автору простительно – карьеру во внутреннем аудите начал с руководящей должности.
  4. Обработка текстов, преобразование форматов. Сами понимаете, программистам неинтересно выгружать дату в формате даты, а цены – в числовом формате. Поэтому нужно уметь из текстовых записей делать даты и числа. Функция ПСТР и сочетание клавиш Ctrl+1 Вам в помощь.
  5. Если работаете в высокотехнологичной конторе, то крайне неплохо владеть пакетом “анализ данных”. Потому как подбор разных параметров и моделирование с помощью него осуществляется максимально легко и непринужденно.
  6. Умение строить всякие графики, тренды, и грамотно раскрашивать ячейки (условное форматирование) – очень не лишние в повседневной аудиторской жизни. Они позволяют грамотно надуть щеки перед непосредственным руководством и повышают шанс на получение внеочередного задания повышенной сложности.

Идеальное умение – знать, что есть подходящая функция, и ее найти. Для этого в мозге должна быть установка: Excel может почти все. Если нет функции, можно использовать макросы на простеньком языке программирования Visual Basic, но лично я с необходимостью их применения сталкивался очень давно.

Изучить Excel можно прочитав книжку или с помощью help’ов. Мне нравится другой путь: возможности Excel в целом можно посмотреть через перечень команд (видно в настройках панели управления) и перечень функций (сгруппированы по типам, если нажать на кнопочку со значком функции). Даже опытный пользователь узнает много нового, плюс Microsoft все время что-то добавляет в новых версиях, и добавляет полезное (теперь можно карту рисков, например, строить).

UPD по итогам обсуждения статьи на LI. 

Данная статья была предложена для обсуждения в заблокированной в РФ сети LinkedIn. Ключевое, что предложено — это умение думать. Увы, есть проблема: каждый считает, что думать он умеет, а аналитические способности у него продвинуты. При этом имеет место эффект Даннига-Крюгера, почитайте — интересно. 

По итогам обсуждения считаю нужным добавить следующее: 

  1. К умению думать — попроходите тесты на IQ, порешайте разные задачки на логику. Развивает. 
  2. В продолжении к умению читать — нужно уметь задавать вопросы. Не 5 вопросов к тексту (как при обучении иностранным языкам), а составить план интервью на основании имеющейся информации. 
  3. В продолжении к умению задавать вопросы — умение общаться. Самая типовая ошибка у молодого внутреннего аудитора — это когда внутренний аудитор ставит себя выше проверяемых. Так быть не должно. Что касается самого общения с людьми — как минимум, изучите язык жестов. Да, встречаются профессиональные люди, когда вообще не поймешь, что человек врет. По поведению большинства же людей вполне можно понять, говорят ли они правду или же нет. 

Призываю писать нам активнее!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.