(c) Осеев И.О.

Вместо пролога – современная реинкарнация басни Крылова. Когда в товарищах согласья нет – идут бухать все дружно на обед. Но, сколько б дружно не бухали, на воз они не повлияли.

Вероятно, в будущем данная заметка вкупе с более ранними материалами (например, здесь), сможет преобразоваться в отдельный раздел. Несмотря на то, что тему частично освещали, все же есть, что добавить. Основная идея данной заметки в том, что случаи, когда материнская компания ставит дочке задачу по поиску себе аудитора – обычное дело. Да-да, несмотря на кажущийся нонсенс, ситуация почти рядовая. Таким примером любезно поделилась коллега, которая все-таки решила остаться неназванной, и разрешила использовать ее опыт в том или ином виде на нашем сайте. Что ж – большое спасибо, коллега, — попробуем. Опубликуем-ка мы сий опыт в несколько обработанном, но не искаженном виде.

…Пригласили на собеседование на должность руководителя отдела внутреннего аудита. Диалог (мой собеседник мужчина, зам.директора, все имена изменены):

— Ну, что-нибудь расскажите.

— Позвольте уточнить: зачем внутренний аудит нужен вашей компании?

— Без понятия. Материнская компания прислала указиловку — отрабатываем. В моем понимании, это какой-то чел, который стучит материнской компании на опоздания работников, их частые перекуры и сомнительные подписи в документах. Пользы от них никакого — больше вреда от потери времени на бесконечные объяснения.

— Да, такая форма аудита тоже по факту существует у тех компаний, которым аудит не нужен. Я знаю другие варианты, например: только КРУ, КРУ + анализ бизнес-процессов + построение оптимальной структуры… повышение эффективности… управление рисками…

— Набор фраз.

-Ок. Если я Вам скажу: ВысОкая, длиннонОгая девица, какие у вас ассоциации? (приторно улыбаюсь)

— Ну понятно какие, нормальные (ухмыляется).

— А если я добавлю: Сильно сутулая и шаркает ногами как бабка…- (Немая театральная пауза глаза в глаза)

— ммм

— Лысая…т.е. не лысеющая, а совсем лысая…по причине: несбалансированного питания, несоблюдения правил гигиены и т.д., природные катаклизмы, кислотные дожди… Вот картинка вашего бизнеса в будущем…

Мой собеседник рисует каракули на бумажке, задумчиво молчит. Затем поднимает трубку:

— Лиля, зайди ко мне.

Я думаю, сейчас меня вежливая Лиля проводит и все закончится, как обычно.

— Знакомьтесь, начальник отдела кадров. Лиля, послушай. А Вы, Ирина, примерчиков по кадровому блоку накидайте.

Я заунывно продолжила:

— Компания у Вас большая. Допустим, структуры нет, положений о подразделений нет, должностных нет, кто чем занимается – непонятно/или очень смутно, управлять кадрами не получится – это территория хаоса и анархии. Пришел на работу, 2 часа покурил, 2 часа анекдотов с коллегами, час новости почитал, потом обсудил ситуацию в Сирии со знающими людьми. В конце работы отнес бумажку шефу. А что? Прекрасно! Иван Иванович рабочий день оплатит. И так половина из всего персонала… + налоги от ЗП. Вы же белая компания. 

Лиля:

— Вот видите, Иван Иванович, и я вам говорю, начальники подразделений просят людей принять, непонятно для чего, сколько, какой функционал, может и не нужны они совсем. (Обращаясь ко мне) А я думала вы вроде внешнего аудита, бухгалтерию проверяете, налоги там всякие.

— Можно и бухгалтерию со всякими налогами проверить, только зачем? Вас камералят каждый квартал, законодатель усилил меры по собиранию налогов, чаще отчитываться стали, напряженнее налоговые проверки проходить стали, потом внешний аудит пришел, тесты провел, налоговики запросов на расхождения тоннами прислали… Двойная работа, смысла не вижу. Вот если программки контрольные разработать, что в учет попало и откуда взялось, что за расход, где возник, как долго бумажка ходила из кабинет в кабинет, куда делся актив какой-нибудь, кто и как с задолженностью работает…

(не успела договорить) Иван Иванович берет трубку:

— Оля, зайди…Знакомьтесь, это наш главный бухгалтер…Оля, садись послушай…

Я говорила и меня слушали. За окном уже стемнело.

К радости (или, может, к сожалению) работники других отделов разошлись, поэтому мои навыки выступления перед большими массами в этот раз не реализовались, хотя поднималась трубка в руках Ивана Ивановича в надежде, что кто-то еще остался на рабочем месте. Резюмирую.

Иван Иванович:

— Вы знаете, Ирина, а ведь это интересная тема. Мне понравилось про кадры, про… это… как ее… систему контроля… во… 

Будущее внутреннего аудита в этой компании началось с высокой, длинноногой, лысой девицы. И Слава Богу.

Друзья, мне кажется очень любопытный опыт, спасибо коллеге, что поделилась и разрешила его опубликовать. От себя добавлю, что с похожими случаями сталкивался и я лично. Не верите? Вот вам квинтессенция переговоров, когда затрагивались цели аудита. Вдруг когда-нибудь герои наших дней узнают в этих строках себя?

  • От одной уважаемой медицинской конторы, услышал, что им нужен “человек-оркестр”. Понятно, что симфонии, которые предполагалось играть, озвучены не были. Они лишь посетовали, что прошлый аудитор ни хрена не сделал за 3 месяца испытательного срока, кроме того, что лишь написал положение об СВА. Собственно, при похожем вопросе о назначении оркестра, ответ был из знакомой оперы: “акционеры нам поставили задачу, вот и ищем”. Меня туда не взяли. А было бы любопытно: что это за контора такая, в которой безболезненно можно пинать мужские половые члены целых 3 месяца.
  • Одна очень нарядная девелоперская контора сообщила, что им нужен руководитель внутреннего контроля и аудита. И что контролировать он будет буквально все, “в особенности тендеры и договора”. “Замечательно” — подумал я. Но не тут-то было: подчинение планировалось заместителю финансового директора. Причем, какого ранга по счету – непонятно. Логичный вопрос: “а откуда ветер дует?” был парирован не менее прекрасным ответом: “на очередном собрании акционеров стало понятно, что служба должна быть. Но поскольку акционерам некогда думать о внутреннем контроле, а комитетов никаких не представлено, – было решено подчинить службу финансовому директору. Поскольку Финансовый директор тоже очень занят, нашли “крайнего” для курирования неэпически важного направления – ажно в виде замзамзама.” И на полном серьезе искали специалиста. Я бы-таки не очень хотел расстраивать общество уважаемых людей этой небольшой, но очень гордой девелоперской фирмы, построившей обалденный торговый центр. Но подойди они серьезней и, что немаловажно, раньше к вопросу внутреннего контроля, я уверен, что краснеть перед акционерами было бы гораздо меньше поводов. У нас же не срослось – дорого им показалось. Ну да: недополучать миллиарды-то гораздо дешевле.
  • Устраиваясь к одному ритейлеру, я услышал от генерального директора, что “времена наступают тяжкие, надо начинать все контролировать, тем более, что мы переехали в новый офис и выросли”. Ну да, гендир четко понимал, что аудит можно использовать для наведения порядка и изыскания резервов к повышению эффективности. Но как именно, кроме контроля товарных остатков путем внедрения в жизнь невиданной ранее инновационной процедуры – инвентаризации, на момент нашей встречи не представлял. Я бы с ним с удовольствием поработал, но звезды сложились иначе.

Вместо эпилога. Действительно, гендир был прав: времена наступают тяжелые. Но не потому, что выросла их компания и переехала в новый офис. И не потому что “хто не скачет, той москаль”. А просто потому, что аксиома Коула становится день ото дня все более явственной: “Сумма разума на планете – величина постоянная, а население постоянно растет”.

Всем удачи в поисках работы! Почему удачи, а не успехов? Вспомните корабль по имени “Титаник”. Там все были успешные, но удача к ним повернулась задом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.