Нет ничего более постоянного, чем временное. (c) Кто-то известный
Именно с этого эпитета хочется начать сегодняшние рассуждения о развитии внутреннего аудита в России. Волею судеб, одному из соавторов сайта случилось поработать в славном г. Саранске, на одном из предприятий большого диверсифицированного холдинга, владельцем которого, согласно общедоступной информации, является товарищ О. Дерипаска. В контексте рассматриваемой темы, мы, аудиторы, должны сказать ему лично спасибо за то, что в рамках своих предприятий он развивает столь перспективное направление владельческого контроля, как внутренний аудит. Считаю объективным упомянуть, что внутренний аудит в холдинге “Базовый Элемент” поставлен на высоком профессиональном уровне, и тем полезней было посотрудничать и привнести что-то в дальнейшее развитие этого направления. Сильный холдинг позволяет обеспечить свои предприятия достаточно квалифицированными кадрами на местах. Это касается, прежде всего, директоров, в т.ч. по аудиту, кем одному из соавторов сайта и посчастливилось побывать. Однако временная (читай: постоянная) проблема – это очевидная нехватка квалифицированных кадров.
Если пойти от практики, от сохи, то задача перед директором стоит всегда однозначная: взять персонал за местные деньги при московской квалификации. Понятно, что такая задача априори неразрешима. И сложность отдельно взятого директора вполне себе индуцируема на остальных директоров, на остальные предприятия, отрасли, и, в конечном счете, говорит о давно всем известной проблеме: должной квалификации (во всяком случае, если речь идет о внутреннем аудите) в регионах нет ни за какие деньги: ни за региональные, ни за московские. И тогда выход остается один: брать пионера и обучать. Но как? Например, здесь есть хорошая практическая инструкция по выращиванию ценных кадров от авторитета в области внутреннего контроля и защиты бизнеса С.Мартынова: https://ms456000.wordpress.com/2017/06/11/%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%81-%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b4%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b1%d0%be%d0%b9%d1%86%d0%b0-%d0%b8%d0%bb%d0%b8-%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d1%8f%d0%bb%d0%b0%d1%81/
Прежде чем следовать инструкции, надо иметь ввиду следующие крамольные выводы, полученные на практике:
- сертификация CIA не является признаком качественного внутреннего аудитора;
- знание английского языка не является ключом к получению best-practice, применимых на практике;
- опыт big4 не является достаточным для взращивания толкового внутреннего аудитора.
А что же тогда нужно от человека? Пожалуй, следующие качества, действительно, незаменимы:
- стремление и умение добраться до сути;
- умение работать с учетными системами, в excel, и многочисленный опыт реальных полевых работ, в том числе ревизий;
- сочетание административных качеств вместе с предпринимательскими. Тем, кто не читал, но осуждает
ПастернакаАдизеса – речь о больших буквах A и E; - отличные навыки переговоров в стрессовых ситуациях и под давлением;
- богатый и разнообразный жизненный опыт.
Это в идеале. Но minimum minimorum состоит в желании человека учиться. Самое главное: было бы чему. Даже вопрос бюджетирования обучения отходит на второй план. Самое, казалось бы, тяжелое бремя по части просвещения кадров из касты внутреннего аудита несет всем известный ИВА. Однако любопытно, что, например, в упомянутом ранее холдинге, было прямо сказано руководством, что тренинги от ИВА не оплачиваются. Причем сильно сомнительно, что это продиктовано исключительно целями экономии денежных средств. Просто совокупность компетенций всей службы холдинга такова, что они могут обучать гораздо более эффективно, чем ИВА. Делают ли это – другой вопрос, но, получается, что реальный бизнес, с развитой культурой внутреннего аудита, не верит в тренинги ИВА.
Мы не ставим себе целью критику в адрес ИВА, и уж тем более – в адрес ACFE, с тренингами, на наш взгляд, весьма полезными, но все также неоплачиваемыми вышеупомянутым холдингом.
Видимо, запрос реального бизнеса в части прокачивания навыков внутреннего аудита совсем иной, чем мы можем встретить в упомянутых выше организациях. Что касается тренингов Big4, то один из участников сего проекта, когда-то, в свое время, их проходил и был доволен.
Резюмируя вышесказанное, имеем, что основным направлением деятельности всех организаций, инстанций и волонтеров вроде нас, которые хоть как-то хотят развивать внутренний аудит в РФ, должно стать просвещение и обучение сотрудников практике внутреннего аудита. Тем более, что пока современная наука необходимых материалов по рассматриваемой тематике не разработала. Мы же, создавая сайт, изначально исходили из просветительских целей, и с каждым разом все больше убеждаемся в своей правоте. Нас неоднократно спрашивали: зачем мы это делаем, да еще и бесплатно? Потому что хочется, чтобы временные проблемы все-таки перестали быть постоянными. Потому что хочется, чтобы культуру внутреннего аудита в массы несли не только Дерипаски и не столь избирательно. Потому что мы уверены, что просвещение и монетизация просвещения – это совершенно разные задачи.
В рамках реализации первой цели, мы будем думать о достаточно приземленных вариантах ее достижения. Возможно, создадим раздел, в котором разместим все имеющиеся у нас учебные материалы. Однако здесь важно, чтобы такие материалы воспринимались серьезно, но как это сделать — большой дискуссионный вопрос.
А пока просим читателей нам посодействовать: к очередному выпуску будем рассматривать вопросы создания эффективных положений по внутреннему аудиту, контролю и управлению рисками. Если у кого-то есть действующие положения — направляйте. Как раз на живых примерах будет проще сделать разбор ошибок.
За сим откланиваемся и до новых встреч.