Опубликовано 26.12.20
Этот раздел можно прочитать как перед началом, так и в конце чтения рецензий. Может быть, первый вариант даже лучше. Но излагаю в той последовательности, в которой писалось, после второго-третьего прочтения знания и мнение еще больше систематизируются.
Кстати, к главе 9 и 16 наших рекомендаций и комментариев нет. К главе 9 – потому, что она состоит из короткого описания дальнейших глав (с 10 по 16), а также расшифровки термина GRC. Ничего особенного, вредных мыслей не обнаружено. К главе 16 – потому, что понимание консультационных услуг у каждого своё. Доверенным советником, естественно, каждый аудитор должен стремиться стать. И если самое первое в консультационных услугах доверенного советника – письменно согласовать с заказчиком, что именно он хочет… No comments.
Что не очень понравилось в целом по книжке:
- Все авторы – гуру. Увы, каждый гуру может и должен быть с сумасшедшинкой. Это проецируется на книге: очень много моментов, когда реализация идей вызовет недоумение у подавляющего большинства из тех, с кем контактировал по жизни.
- Все ориентировано на то, что есть совет директоров, там есть комитет по аудиту, в нем есть председатель и т.п. Увы, в России даже при наличии формальных Советов директоров решение принимает владелец. Взаимоотношения непосредственно с владельцем никак в книге не раскрыты. Существующие системы фактического управления, как показывает практика, могут не иметь ничего общего с «традиционной» корпоративной структурой из книги.
- Американский стиль общения. Ну, то есть можно открыть дверь и с большой улыбкой сказать как топ-менеджеру, так и подчиненному «давай дружить», «давай выпьем кофе», …. Из знакомого – типа сериала «Офис». В России немного не так.
- Плохо описаны подходы к преобразованиям. Нет сквозного примера (кстати, у нас на сайте на примере рисков есть). Вот прямо, чтобы от «как было» до «как стало» и что делали в промежутке в виде возникающих сложностей и их преодоления. С учетом того, что часть тезисов догматичны, впечатление от книги портится.
- Излишне уважают The IIA. Понятное дело, что всякий кулик свое болото хвалит, но можно указывать и некоторых других возможных контрагентов для улучшения знаний.
- Всё стремятся разместить в 5 категориях (модели зрелости), причем разместить «в общем». Четкого разделения в жизни ни разу не видел: любой процесс или функция где-то может считаться «оптимизированным» с точки зрения результата, но, например, из-за отсутствия регламентов можно присвоить только «троечку». Это снижает ценность.
- Кривоватый перевод. К предыдущему пункту – не совпадают виды услуг на рис 2.2, 4.1 и 10.1 А особо порадовал «директор по информации» вместо «директора по IT». Все-таки если не научный редактор, то хотя бы толковый внутренний аудитор мог бы вычитать все это перед подписанием в печать?
- Очень глобальные организации. Один факт того, что руководители внутреннего аудита «должны стараться знать всех в команде по имени», «база данных» внутренних аудиторов службы и пр. говорит о том, что организации реально большие. Компаний с численностью в 100 тыс. человек и более – не так много, а уж 100 человек-то внутренних аудиторов (исходя из 1 внутренний аудитор на 1000 работающих) можно запомнить… Ну и рейтинги: если теряем меньше $200 млн., то «удовлетворительно»… А вот конкретно для «средних» организаций и, тем более, небольших организаций, советов маловато.
И еще. Если думаете, что, прочтя книгу, Вы сможете сделать любой аудит – не надейтесь.
Что раздражает:
- Очень тяжелый язык. Регулярно перечитывал предложения по несколько раз, и не для того, чтобы понять глубинный смысл, а просто, чтобы понять, что имели в виду. По тяжести чтения напоминает канцелярит или стиль диссертаций (откройте любую на dissernet.org, попробуйте осилить пяток страниц).
- Большое количество опечаток. А знаки препинания живут своей жизнью начиная со страницы «Содержание» (оно, кстати, не в конце книги).
- Избранные сокращения. Ну, если назвали эксперта в предметной области ЭПО, а специалиста в предметной области – СПО, давайте и бизнес-руководителей назовем БР, а заинтересованные стороны – ЗС…
Ну и безусловные плюсы:
- Первая переведенная «большая» книжка про внутренний аудит. Жаль, что их мало, и больше не будет. Наш ИВА в последнем в 2020 году выпуске написал, что сложности постоянные: переводы, авторские права…. В общем, нужно что-то делать, но это не про Институт внутренних аудиторов РФ.
- Системно. Логика к концу чтения понятна.
- Четко определены цели разных уровней внутреннего аудита. Теперь, слушая или читая некоторых коллег по профессии, я стал понимать, что они пропагандируют не плохой внутренний аудит, а очень хороший внутренний аудит второго или третьего уровня из пяти возможных («повторяемый» или «определенный»). Если пользователю достаточно, зарплату платят, то и прыгать из штанов – скорее, не нужно. Об этом в нескольких местах косвенно и написано (типа того, что на уровне 4 риски для руководителя и службы внутреннего аудита увеличиваются).
- Очень четко расставлены акценты на то, что в зависимости от целей внутреннего аудита (от повторения внешнего до содействия в достижении бизнес-целей) – разные методы, разные люди, разные подходы, разные действия.
- Красиво и толсто (благодаря стилю изложения, я бы и 100 страниц не написал при сохранении набора мыслей). Можно поставить на полку.
- Систематизирующие таблицы и иллюстрации по материалу.
- Несколько реально хороших таблиц для практики (типа плана внутреннего аудита). Бери и используй (нужное – подчеркнуть, ненужное – зачеркнуть).
- Приведены несколько вариантов документов, о которых я раньше и не слышал, и не видел. Я бумажки не люблю, поэтому для меня рекомендации – мимо. Но если жить по принципу «больше бумаги – чище *опа», очень даже хорошо в меморандумном стиле взять с менеджмента повышенные обязательства.
Лично для меня – придумали хороший перевод «первопричины», а именно «коренная причина». Использую. Ну и несколько (но немного) идей для сайта. Внесли потихоньку.
Перейти к разделу:
Общие впечатления и глава 1 «Разработка стратегии ВА».
Глава 2 «Продукты и услуги ВА» и глава 3 «Развитие деятельности и возможностей ВА».
Глава 4 «Определение команды и ресурсной модели ВА», глава 5 «Развитие руководителей и персонала ВА».
Главы 6-8. Про взаимоотношения внутри организации.
Глава 10. Оценка рисков и календарное планирование.
Глава 11. Планирование аудиторского задания.
Глава 12 «Оценка внутреннего контроля» и глава 13 «Информирование по вопросам внутреннего аудита».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.