Согласование.

Самое главное для того, чтобы командировка состоялась – это в нее отправиться. Повезло работать в организации, в которой в командировку отправлялся путем написания одного письма («прошу купить билеты и забронировать гостиницу») в течение часа (приходило ответное письмо «билеты в прикрепленном файле, гостиница забронирована»). Хорошо организована отправка сотрудников в аудиторско-консультационных компаниях. Возможно, из-за того, что командирование сотрудников в них – один из основных бизнес-процессов.

Но не все компании такие. В организации процесса согласования командировки главное – чтобы он был быстрым. Потому что билеты дорожают (если самолет) либо заканчиваются (если поезд). В гостинице, конечно, можно поселиться в любой, но в некоторых не хотелось бы. Встречаемые маразмы при согласовании:

  • билеты покупали сами (кстати, госструктура). Главный бухгалтер требовала, чтобы билет покупали только после получения аванса, перерасход не допускался. Цикл – посмотреть текущую стоимость билетов, написать и согласовать заявку, дождаться перечисления денег, убедиться, что не хватает, повторить;
  • согласование 3+ руководителей. Причем каждый первый брал на размышление неделю. При цене билетов на момент начала согласования в 20 тыс. руб. туда-обратно улетать приходилось за 50;
  • нельзя купить билеты, пока не будет издан приказ о командировке. То есть командировка согласована, но пока кто-то не подпишет приказ, а сотрудник с ним не ознакомится – билеты не покупаются.

Кстати, жаль, что ушло время командировочных удостоверений, потому что после получения печатей на оборотной стороне возникало ощущение, что уже не зря съездил. А вот отмена отчетов о командировках – это благо, потому что некоторые руководители их рассматривали не как обязательную для заполнения форму бухгалтерского учета, для которой главное – наличие, а как смысловой документ. Соответственно, фраза «задание выполнено» в разделе «отметка о выполнении задания» их не устраивала с последующим перезаполнением…

Транспорт.

Поезда дальнего следования я не люблю. Исключение – что-то сидячее и ненадолго (ближе к электричке). Частных поездов у нас почему-то не возникло, поэтому выбора нет, АО «ФПК». Товарищи железнодорожники стараются, но впечатление, что сегодня день вежливости в советском магазине, практически не пропадает. Из приколов – начальник поезда начал «Добрый вечер, уважаемые пассажиры! Говорит начальник поезда. <…>». Подумал – вот ведь дошли, прямо как в авиакомпаниях. Действительно, похоже, но все-таки командир воздушного судна не говорит в течение 15 минут, включая прямое цитирование правил перевозок пассажиров железнодорожным транспортом😊. Хотя давно было. 

Небольшое отступление, так как сайт посвящен всё-таки не воспоминаниям, а внутреннему контролю. Проводники продолжают воровать. Причем какими-то банальными и очевидными для любого специалиста методами. Наверное, целые отделы по борьбе с воровством сидят в ФПК. Видел, как боролись с воровством путем маркировки всей (!) лабуды, которую должен втюхивать пассажирам проводник. Вроде отказались, но лучше не стало. История банальна и свежа, прошлой осенью в течение недели был в командировке по маршруту Астрахань-Волгоград-Саратов, между городами перемещался поездами дальнего следования. Так вот, примерно за 3 часа до прибытия почему-то перестает работать безналичный терминал. Но чай продают, можно либо наличными, либо переводом по номеру телефона (!). Кстати, для поезда Астрахань-Волгоград это аж полпути отсутствия выручки. Да, и про сервис – в поезде Адлер Имеретинский курорт (Олимпийский парк)–Саратов, прибывающим в 21:16, поужинать нельзя, потому что ресторан закрывается в 18 часов, готовятся смену сдавать. 

Возвращаемся к обсуждению транспорта. Очень нравится история (скорее всего, байка) про мужика в советское время, которого отправили в Астрахань, билеты должен был купить сам, так как продолжительность командировки – «пока все дела не сделаешь». Дело было в конце августа. Дядя взял справку в аэропорту и на вокзале о том, что билетов нет, и выбрал речной транспорт по маршруту Астрахань-Москва, то есть съездил в круиз по Волге за счет организации. А ведь не зря в каждом положении о командировках речной и морской транспорт упоминаются. Также встречал любителей езды на автобусе на юг, потому что дешево и сердито. Но далеко так не уедешь, поэтому остается для часто командируемых только самолет.

С точки зрения широты направлений из столицы есть ровно две авиакомпании – Аэрофлот и Сибирь. Сибирь по-современному называется S7 (или «Эс Севен Эйрлайнс», как объявляют в Домодедово, или «зеленые человечки», как пишут на авиафорумах). Когда как-то летал в Улан-Удэ – вроде всё современно: авиакомпания S7, аэропорт Байкал. Но в билете было написано, что ОАО АК «Сибирь» летит в Улан-Удэ (Мухино). Кстати, название S7, также как и UTAir, возникло из кода ИАТА. А откуда взялся код SU – либо угадайте, либо погуглите.

Почему только две авиакомпании? Когда-то были Трансаэро, Красноярские авиалинии с кучей дочерних компаний, сейчас есть UTAir (бывш. Тюменьавиатранс) и Уральские авиалинии. Причина банальна –  нужно все-таки несколько рейсов в день (утренний и вечерний). Если Вы не летаете только в Сургут или Екатеринбург – как правило, у Аэрофлота и Сибири рейсов в день принципиально больше, чем у указанных альтернатив. Количество рейсов важно в случаях, если что-то пойдет не так. Остальных перевозчиков даже не упоминаю, потому что один рейс в день с регулярной задержкой – не для командировочных.

Я выбираю Аэрофлот. Потому что лично для меня он как-то регулярнее. Достаточно долго летал и Аэрофлотом и Сибирью, но после того, как из 4 рейсов за первый квартал какого-то года S7 задержала 3 (а SU – ни одного) – S7 минимизировал. Последней каплей стал случай, когда решили лететь Сибирью, потому что прилетала она в 8 утра, а Аэрофлот – в 11. Но! Бортпроводники S7 решили снять пьяного пассажира, вызвали ментов, то-сё, в общем – прилетели практически одновременно. Кстати, если бы меня не пускали на рейс в таком же состоянии, в котором был отстраненный от рейса – я бы, наверное, с Дальнего Востока никогда не вернулся бы.

Статистика у обеих по задержкам примерно одинаковая, но мне с Аэрофлотом везет. Наиболее яркие примеры:

  • полдня была «гроза над точкой», то есть в базовом аэропорту Шереметьево. После того, как молния прошла через человека в ушах (выжил), аэропорт на какое-то время перестал обслуживать самолеты при грозе, всё табло – «delayed», но именно мой рейс вылетает по расписанию;
  • посадка в туман. Полчаса кружили над Кемерово, но сели. Остальные разлетелись по запасным, все слетелись только ближе к 14. Не в пользу Аэрофлота – соблюдение норм рабочего времени экипажа. S7 оформляет отдых экипажу прямо в кабине на запасном, а экипаж АФЛ идет спать в гостиницу, то есть обратный рейс у Сибири улетел бы в 15 часов (попадал), то у Аэрофлота при уходе на запасной – в 21 вечера (не попадал);
  • должен был вылетать из Геленджика, самолет по погоде ушел на запасной в Анапу. Попросил дежурную машину от встречающей организации вернуться, на ней доехал до Анапы, попросил представителя (которая, кстати, оформляла внеплановый вылет) – оформила на рейс из Анапы, чтобы не ждать всех пассажиров, которые автобусами ехали из Геленджика. Дома был на полтора часа раньше. 

Ну и про мелочи типа возврата предметов не говорю, всё работает. Даже вот отношение к пассажирам на ТУ-154: у АФЛ – приятно было заходить, у S7 почему-то регулярно воняло из туалетов, а Уральские авиалинии нам с экспертом сайта как-то заменили борт. В Екатеринбурге было +30, ТУ154Б-2 простоял на перроне целый день, а заменили в последний момент. В общем, обычные набранные пару килограмм за неделю в командировке, скорее всего, через пот сбросили все пассажиры. Еще и завелся с 5 раза, болезнь ТУ154 известная – не заводился на жаре.

Да, в Аэрофлоте бывали и задержки (пепелац поломался, представитель сказал, что «полкабины в красных лампочках»), и на запасной уходили, и пассажирам было плохо – садились по пути. И бутерброд у них всё меньше и меньше. Но по соблюдению расписания принципиально лучше, чем другие. Возможно потому, что современный Аэрофлот (кстати, государственная компания) давно рос в конкуренции. Это бывшее Центральное управление международных воздушных сообщений, то есть пассажир (особенно буржуйский) мог выбирать, а за валютную выручку нужно было бороться.

Дополнительный аргумент для меня в пользу Аэрофлота – аэропорт. Почему не люблю другие, хотя Шереметьево вроде как по расстоянию самый дальний:

  • Домодедово – самый дурной и самый далекий, если ехать из центра и даже от меня общественным транспортом. Две истории: (1) выходил на улицу без багажа больше 2 часов (!) с момента посадки. Очереди на паспортный контроль; (2) после терактов входить в аэропорт можно было часа полтора с полным потрошением карманов и рюкзака. В Шереметьево в тот момент не изменилось ничего, кроме появления кинологов с овчарками на входе;
  • Внуково – летаю в СПб «Россией», удобно, даже метро провели (тоже протестировал). Но много рейсов, скажем так, по СНГ. Встречал бывшую жену с ребенком, до них прилетел такой рейс. На каждого выходящего с тремя баулами – толпа набрасывающихся обрадованных соотечественников, выходило по 1 человеку раз в 30 секунд-1 минуту (наркотики на таких рейсах прибывают, увы), ждал лишний час. Справедливости ради – европейский рейс выпустили оптом.

И, конечно, нельзя не сказать про бонусную программу Аэрофлота. В этом году – 20 лет, как участвую, почти каждый год – серебряная карта, в этом году докупил за мили золотой уровень. Хотя коньяк в бизнес-залах сейчас только за деньги, но закуска всё-таки бесплатная.

Гостиницы.

Лично для меня ключевой критерий при выборе гостиницы – возможность ходить до работы пешком. Второй критерий, если до работы можно только доехать – поцентральнее, чтобы была возможность город посмотреть. В идеале – на набережной. Из сетевых отелей я знаю только Азимут – в целом стабильно, за исключением наличия чайника в номере – далеко не везде почему-то есть.

Формальная звездность, IMHO, на комфорт практически не влияет. Поэтому лично для меня три звезды вполне подходят. В незнакомом городе обычно выбираю по баллам на яндексе и описанию номера (чайник должен быть). А если уже был в городе – нравится останавливаться в одной и той же гостинице, чтобы работал был автопилот по большинству мест (гладильная, wi-fi, магазин, завтраки, остановки транспорта).

Кстати, о завтраках. Даже в 4-звездочных отелях сейчас на завтрак из мяса – в лучшем случае курица либо наггетсы. Хотя в Турции отдыхали три года подряд в одной гостинице – почему-то ничего не меняется, говядина есть всегда (мой обычный завтрак – не европейский, а «много мяса»).

Прочее.

Из прочих аспектов командировок:

  • очень опасно попадать на школьные каникулы. Коллектив пионеров даже тихую уютную гостиницу может разнести за полдня, наблюдал даже оторванные шнуры от утюгов;
  • время вылета – я по-прежнему стараюсь прилетать на восток с утра в понедельник, чтобы день отмучиться и пережить джетлаг. Кому-то удобнее заехать заранее – не возражаю, на усмотрение. Я тоже старею, скоро буду прилетать в воскресенье;
  • багаж. Я летаю без багажа, потому что (1) он может потеряться; (2) его нужно ждать после прилета. Есть походный рюкзак, который всегда собран. Список предметов – зарядка, батончики на перекусить, пакетики с чаем, пачка сигарет – курю, конфетки – чтобы воняло поменьше после того, как покуришь, ручки, флешки, салфетки, плеер, мини-аптечка, пропуска на активы. Собираюсь – кладу предметы личной гигиены, нижнее белье и рубашки, обычно хватает 5 минут. Всё вместе с ноутбуком весит не больше 7 кг. «Победой» не полетишь – в калибратор не помещается, но остальные авиакомпании пропускают. И места он занимает явно меньше чемоданов на колесиках;
  • трансфер – сейчас такси перестало быть проблемой с появлением Яндекс.Такси. Хотя, конечно, рено меган в качестве комфорт-класса – перебор. Поэтому, если ехать недалеко – можно и попросить подвезти принимающую сторону.

Напоследок – мысль для тех, кто не любит командировки. Рассматривайте их как оплачиваемую поездку с перелетом регулярным рейсом, индивидуальным трансфером и одноместным проживанием – настроение должно измениться. Все лучше, чем жопочасы насиживать в офисе, и к народу ближе. Пусть и три десятка раз был уже в этом городе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.