Итак, определившись со структурой и поняв, какой штат должен быть, нужно подобрать соратников. Ключевая задача – найти первого человека, который будет двигать все необходимые преобразования.
Какие бывают люди.
Вспомним о возможных целях.
Цель №1 (по порядку, но, может быть, и по значимости) – это борьба с воровством, либо, на нашем языке, усиление контроля сохранности активов. Можно реализовать эту цель путем выявления воровства, а можно – путем предотвращения. Выявление – задачка менее сложная. Для этого создаваемое либо усиливаемое подразделение должно получить специалиста с ориентацией на контрольно-ревизионную деятельность. Задачка выявления – дешевле, потому что специалистов на рынке больше и задача проще. Кстати, службы безопасности могут очень качественно выявлять и расследовать события, а также возмещать ущерб (мне особенно понравилась формулировка в одной платежке «погашение дебиторской задолженности третьих лиц»), но почему-то редко способны организовать разумный процесс, направленный именно на предотвращение воровства. Причина – профилактика правонарушений не является сильной стороной любой государственной организации (за исключением, возможно, чекистов).
Задачки повышения эффективности процессов (цели №2 и №3) и предотвращения воровства (один из подвариантов цели №1) в принципе похожи: для их решения потребуется спрямление процессов. Требования к людям резко меняются и, к сожалению для Вас и к счастью для профессионалов, цена человека возрастает.
Что касается реализации стратегических планов (цель №4) – то, понятное дело, среди специалистов нашего профиля не очень много людей, которые реализовывали стратегии. Наша ключевая задача, как мне кажется – дать пищу для размышлений собственнику. Соответственно, появится требование об опыте управления стратегическими рисками. При этом заметьте, что решения риск-менеджер принимать не должен, хотя тезис, может быть, и спорный. Если нужно реализовать измененную стратегию организации – поможет не риск-менеджер, а новый генеральный директор.
В общем, определившись с целями, можно приступить к поиску человека или даже двух. Как уже было написано, лучше, если человек будет «изнутри». Но может понадобиться и поиск нового.
Поиск кандидата на рынке.
Принципиальные моменты в этом случае:
- Не переусердствуйте с требованиями к вакансии. Если вас интересует анализ конкретных процессов продаж, закупок и т.п. – напишите в требовании опыт аудитов процессов. Если интересует постановка СВК – понимание бизнеса, опыт разработки регламентов. Не используйте в обязательном порядке «Экспертное знание COSO ERM» (у меня ощущение, что такие требования выдвигаются по той же логике, что и в анекдоте «Куплю оверлок, хоть узнаю, что такое»). Напомню, что внутренний аудитор / постановщик СВК / риск-менеджер не должен также обладать экспертными знаниями налогового учёта, ГК РФ, техники безопасности, капитального строительства и пр., за исключением случаев, когда он занимается только одной из перечисленных тем.
- Отбором резюме должен заниматься непосредственно заказчик драйва. Не нужно заставлять генерального директора искать себе контролёра. Плохо получается. Вплоть до того, что кадры будут отчитываться об активном поиске, а фактически даже не будут читать резюме (на hh.ru есть вакансии, в которых ищут операционных аудиторов по полгода. Отправлял в 2014-2015 годах несколько раз свое CV на такие вакансии – ни одного просмотра).
- Смотрите на реальные достижения кандидата. Беда в том, что резюме «никакого» и резюме квалифицированного кандидата выглядят примерно одинаково и состоят из правильного набора слов, но на интервью всё проясняется довольно быстро. Выясняйте, что конкретно человек делал.
Кстати, могу по себе сказать – проведя несколько аудитов на разные темы, которые видел в первый раз, дальше уже ничего не страшно, то есть расширение компетенций существующих подразделений может и не потребовать новых людей.
Правильные фразы для вакансий можно подобрать в интернете или же на этом сайте, но лучше, если Вы сами сформулируете требования. Много времени не займет, квалифицированный человек поймет, кого ищут.
Несколько слов не о профиле кандидата.
- Возраст. На возраст обращать внимания, как мне кажется, не особо нужно. Дело в том, что есть возраст биологический, а есть профессиональный. Если человек оказался в правильной среде, то профессиональный возраст опережает биологический. Если же нет, то и в 50 лет можно быть откровенным дилетантом в профессии.
- Предыдущий опыт. В принципе, консультационная практика (не поверите, даже в big4) очень полезна. Но включать её в качестве обязаловки в требования к вакансиям не есть хорошо: человек мог оказаться сразу в правильной среде внутреннего аудита и за 10 лет непрерывных преобразований станет умудреннее консультанта с 20-летним опытом. Кстати, очень полезная траектория карьеры – «бизнес-консалтинг-бизнес». Что касается направлений бизнеса – процессы, за исключением производства, одинаковы (речь идет о производственно-торговых компаниях, понятное дело, что они от банков отличаются «более чем»). В конце концов, посмотрите на опыт работы авторов сайта. Ничего страшного при переходе из розничной торговли в добычу твердых полезных ископаемых и в сельское хозяйство наши работодатели не увидели.
- Образование. А вот это достаточно важно. Понятное дело, что у нас сейчас всеобщее высшее образование, поэтому требование к высшему образованию вроде как и обязательно. Хочется отметить, что наши профессии – во многом ремесло, поэтому нужен человек просто думающий. Думать учат не везде. Я сторонник того, чтобы набирать выпускников государственных технических вузов либо экономических с продвинутой математикой. Но это не панацея, идиот может окончить любой вуз. Формулируйте требования сами, выбирайте, с кем работать комфортно (в т.ч. в зависимости от того, что сами заканчивали).
Можно также добавить, что не важно, как называлась предыдущая должность человека: риск-менеджер, внутренний аудитор или же специалист по организационному развитию. Навыки нужны очень похожие.
Также можно почитать размышления про подбор персонала (в частности, требования к вакансиям отдельных специалистов).
Привлечение консультантов.
Соратнику, возможно, потребуются консультанты. Причины корявого привлечения консультантов очень похожи на причины приема на работу не тех людей: не так поставили цели, неправильно сформулировали требования и т.п.
Самое главное – выбор консультанта не должен быть доверен менеджменту. В этом случае, по словам эксперта сайта, будет «прозападный подход к консалтингу по-русски». Это означает буквально следующее: либо уже существующий человек в компании, либо вновь поступивший «фасилитирует» процесс постановки СВК. Для этого он проводит мониторинг рынка консультационных услуг, понимает, что круче Big4 нет никого, устраивает конкурс, получает коммерческие предложения. И видит, что по-хорошему, постановка СВК стоит 3 млн. руб. в первоначальном этапе, но с учетом скидок – где-то около двух. Поэтому он, человек, с одной стороны честный, а с другой – предприимчивый и дальновидный, выбивает бюджет у генерального или владельца/главного акционера на 6 млн. руб., и обрисовывает потенциальным контрагентам ситуацию следующего характера. Консультанты хотят заработать? Да! Заказчик хочет хорошую СВК от передовых консультантов? Да! Представитель заказчика хочет откат? Ну конечно же нет, как можно о таком подумать, он хочет все честно. Поэтому рекомендует консультантам всенепременно в качестве внешнего эксперта в свою команду привлечь племянника заказчика с суммой оплаты его услуг в половину бюджета. И всем хорошо: и СВК установлена, и консультанты не продешевили, и заказчик оказался предельно лоялен компании, честен и кристально чист. И племяшка подзаработал, а уж было ли что дальше – это уже частные взаимоотношения отдельно взятых физлиц. Впрочем, правды здесь не совсем 100%, но такое бывает. В общем, лишнее напоминание о том, что заказчиком должен быть непосредственно владелец бизнеса.
Само проведение конкурса очень хорошо описано в истории про Уникак. Заметьте, что владелец Уникака лично выбирал консультантов. Это правильно, но лучше лично сделать также и следующее: сформировать предварительное ТЗ, сформулировать образ результата, попросить расценить каждый блок ТЗ отдельно.
Что могу отметить: помимо мировых компаний (думаю, из истории про Уникак понятно, о каких идет речь) можно поискать себе соратников в ИВА и ACFE (не реклама). Во-первых, люди «ближе к земле», во-вторых – дешевле (не нужно кормить партнеров и отстегивать на крышу).
Итого. Принципиальные моменты.
При необходимости нового человека желательно лично провести весь процесс: сформулировать требования (опасаясь избыточности), провести поиск, принять на работу. Возраст (а также пол, внешность и т.д.) не очень важен, важнее опыт реальных преобразований.
При выборе консультанта необходимо лично сформулировать предварительное ТЗ. При проведении конкурса не ограничивайтесь только крупными компаниями.