Есть два варианта организации интервью. Вариант первый, когда риск-менеджер находится внутри организации – это предварительное интервью для знакомства с уточнением, как именно называются бумажки, потом запросы, потом углубленное интервью. Вариант второй, когда риск-менеджер внешний – это подготовка к интервью на основании анализа полученной информации.
Естественно, что к интервью (финальному, если риск-менеджер находится внутри организации) желательно подготовиться. Подготовиться – это значит определить потенциальные риски, а задачей интервьюера должно стать получение у интервьюируемого их подробного описания. В процессе интервью относитесь критически (в душе, а не внешним видом) к предоставляемой информации. Для упрощения задачи по проверке рассказанного в таблицу включен перечень подтверждающих либо опровергающих источников информации.
Поясню, для чего нужна эта табличка. Если спросить у начальника цеха, возможны ли хищения крупных партий готовой продукции, то ответ будет строго отрицательным. Однако если поинтересоваться у экономической безопасности, а также у директора по производству, то ответ может оказаться другим. Более того, иногда даже приведут данные о машинах, задержанных ГИБДД на выезде из области. Аналогично с персоналом: если интересоваться у службы персонала, есть ли проблемы с квалифицированными специалистами, то ответ будет «небольшие есть, но это текущие проблемы, решающиеся в оперативном порядке». Поинтересовавшись в других подразделениях, можно услышать противоположное мнение, а именно «на работу ходить некому».
Для обеспечения корректности данных о рисках в некоторых случаях необходимо использовать внешние источники информации. Типовой пример связан с рынками – по данным отдела маркетинга, рынок растет на 10%, а по внешним данным – на 70%. Ежегодный рост на 40% в этих случаях может быть интерпретирован по-разному. Использование подхода, основанного на принципе «четырех глаз», позволит включить в рассмотрение значительно больше рисков, чем без него.
Отмечу, что используется «идеальная» организационная структура. При наличии времени строго желательно поговорить практически с каждым начальником отдела.
Подразделение |
Примеры рисков |
Подтверждающие/опровергающие источники |
---|---|---|
Отдел стратегического планирования |
Усиление конкуренции. Отсутствие новых продуктов (после окончания жизненного цикла старых). Несоответствующая технология. |
Внешняя информация (прогнозы рынков, данные о новых продуктах, риски бизнес-среды и т.д.). Отдел маркетинговых исследований. Отдел перспективных разработок. |
Отдел перспективных разработок |
Потеря конкурентоспособности. Отсутствие новых продуктов. |
Внешняя информация (данные о новых продуктах). Отдел стратегического планирования. Отдел маркетинговых исследований. |
Отдел маркетинговых исследований |
Действия конкурентов. Долгосрочное снижение маржи. Потери рынков и ниш. |
Внешняя информация (маркетинговые исследования). Отделы продаж. Отдел стратегического планирования. |
Отделы продаж |
Снижение выручки. Снижение маржи. |
Внешняя информация (маркетинговые исследования). Отдел маркетинговых исследований. |
Отделы закупок |
Зависимость от поставщиков. Невозможность обеспечения сырьем и материалами. Рост цен. |
Внешняя информация (маркетинговые исследования, индикативные данные о росте цен). Производственные отделы. |
Производственные подразделения Службы главного инженера Директор по качеству |
Старение оборудования (нехватка инвестиций). Нехватка персонала. Несоблюдение нормативов расхода. Рост расходов на ремонты. Приостановление деятельности предприятия. |
Те же (принцип «четырех глаз»). Архив (документация на оборудование). Отдел персонала. Планово-экономический отдел. |
Отдел подбора персонала |
Нехватка персонала. Старение персонала. Трудовые споры. Усиление профессиональных союзов. |
Руководители производственных подразделений (производственный персонал). Руководители других подразделений (остальной персонал). Юридический отдел. |
Отдел разработок Отдел АСУТП |
Несанкционированный доступ к информации. Потеря информации. Моральное старение АСУТП. Замедление работы. Некорректная работа КиП и ее причины. |
Служба безопасности. Планово-экономический отдел. Бухгалтерия. Дирекция по производству. Службы главного инженера. |
Юридический отдел |
Недружественное поглощение. Потеря капитализации. Текущие судебные споры. Проблемы в учете обязательств. |
Финансовый директор. Главный бухгалтер. |
Финансовый отдел |
Потеря ликвидности. Отсутствие контроля расходования средств. |
Планово-экономический отдел. Бухгалтерия. |
Бухгалтерия |
Недостоверность отчетности. Срыв сроков предоставления отчетности. Налоговые претензии. |
Внешний аудит. Дирекция по внутреннему аудиту. |
Планово-экономический отдел |
Падение эффективности бизнеса. Недостоверность управленческой информации. |
Директор по продажам. Директор по снабжению. Директор по логистике. Производственные подразделения. Директор по качеству. |
Служба безопасности |
Злоупотребления сотрудников. Хищения активов. |
Дирекция по внутреннему аудиту. |
Отдел охраны окружающей среды |
Загрязнение окружающей среды. Приостановление деятельности предприятия. |
Производственные подразделения. |
Отдел охраны труда и техники безопасности |
Несоблюдение правил ОТиТБ |
Производственные подразделения. |
Отдельно необходимо упомянуть, что, как уже было сказано, внутренний аудит может знать абсолютно всё и, более того, в соответствии со стандартами должен иметь некое видение рисков. Поэтому при постановке риск-менеджмента необходимо начинать именно с внутреннего аудита, даже если он существует относительно недолго. Непосредственно при постановке риск-менеджмента целесообразно использовать внутренних аудиторов как экспертов, которые, с одной стороны, независимы, а с другой – отлично представляют бизнес.
Дополнительный совет по организации интервью: иногда целесообразно переговорить об общей картине с большим руководителем, а потом уточнять детали у начальников отделов. Для сокращения трудозатрат (причем, в первую очередь, большого руководителя) я иногда отказываюсь от этого интервью. После этого выгляжу в стиле «я упала с самосвала», потому что процессы уже понятны, и остаются вопросы из серии «вы хлопковые носки тоже под майонезом предпочитаете?». А уважаемый человек ждет от меня вопросов «Каково Ваше мнение о вверенных бизнес-процессах?». Спасибо бывшим заказчикам, поведение отрефлексировано.
Кроме того, очень важно, чтобы владелец бизнеса либо его представитель озвучил наиболее беспокоящие риски. Возможно, они будут не самыми большими, однако его видение ценно: возможно, что он рынок понимает лучше, чем наемный менеджмент.