Есть два варианта организации интервью. Вариант первый, когда риск-менеджер находится внутри организации – это предварительное интервью для знакомства с уточнением, как именно называются бумажки, потом запросы, потом углубленное интервью. Вариант второй, когда риск-менеджер внешний – это подготовка к интервью на основании анализа полученной информации.

Естественно, что к интервью (финальному, если риск-менеджер находится внутри организации) желательно подготовиться. Подготовиться – это значит определить потенциальные риски, а задачей интервьюера должно стать получение у интервьюируемого их подробного описания. В процессе интервью относитесь критически (в душе, а не внешним видом) к предоставляемой информации. Для упрощения задачи по проверке рассказанного в таблицу включен перечень подтверждающих либо опровергающих источников информации.

Поясню, для чего нужна эта табличка. Если спросить у начальника цеха, возможны ли хищения крупных партий готовой продукции, то ответ будет строго отрицательным. Однако если поинтересоваться у экономической безопасности, а также у директора по производству, то ответ может оказаться другим. Более того, иногда даже приведут данные о машинах, задержанных ГИБДД на выезде из области. Аналогично с персоналом: если интересоваться у службы персонала, есть ли проблемы с квалифицированными специалистами, то ответ будет «небольшие есть, но это текущие проблемы, решающиеся в оперативном порядке». Поинтересовавшись в других подразделениях, можно услышать противоположное мнение, а именно «на работу ходить некому».

Для обеспечения корректности данных о рисках в некоторых случаях необходимо использовать внешние источники информации. Типовой пример связан с рынками – по данным отдела маркетинга, рынок растет на 10%, а по внешним данным – на 70%. Ежегодный рост на 40% в этих случаях может быть интерпретирован по-разному. Использование подхода, основанного на принципе «четырех глаз», позволит включить в рассмотрение значительно больше рисков, чем без него.

Отмечу, что используется «идеальная» организационная структура. При наличии времени строго желательно поговорить практически с каждым начальником отдела.

Подразделение

Примеры рисков

Подтверждающие/опровергающие источники

Отдел стратегического планирования

Усиление конкуренции.

Отсутствие новых продуктов (после окончания жизненного цикла старых).

Несоответствующая технология.

Внешняя информация (прогнозы рынков, данные о новых продуктах, риски бизнес-среды и т.д.).

Отдел маркетинговых исследований.

Отдел перспективных разработок.

Отдел перспективных разработок

Потеря конкурентоспособности.

Отсутствие новых продуктов.

Внешняя информация (данные о новых продуктах).

Отдел стратегического планирования.

Отдел маркетинговых исследований.

Отдел маркетинговых исследований

Действия конкурентов.

Долгосрочное снижение маржи.

Потери рынков и ниш.

Внешняя информация (маркетинговые исследования).

Отделы продаж.

Отдел стратегического планирования.

Отделы продаж

Снижение выручки.

Снижение маржи.

Внешняя информация (маркетинговые исследования).

Отдел маркетинговых исследований.

Отделы закупок

Зависимость от поставщиков.

Невозможность обеспечения сырьем и материалами.

Рост цен.

Внешняя информация (маркетинговые исследования, индикативные данные о росте цен).

Производственные отделы.

Производственные подразделения

Службы главного инженера

Директор по качеству

Старение оборудования (нехватка инвестиций).

Нехватка персонала.

Несоблюдение нормативов расхода.

Рост расходов на ремонты.

Приостановление деятельности предприятия.

Те же (принцип «четырех глаз»).

Архив (документация на оборудование).

Отдел персонала.

Планово-экономический отдел.

Отдел подбора персонала

Нехватка персонала.

Старение персонала.

Трудовые споры.

Усиление профессиональных союзов.

Руководители производственных подразделений (производственный персонал).

Руководители других подразделений (остальной персонал).

Юридический отдел.

Отдел разработок

Отдел АСУТП

Несанкционированный доступ к информации.

Потеря информации.

Моральное старение АСУТП.

Замедление работы.

Некорректная работа КиП и ее причины.

Служба безопасности.

Планово-экономический отдел.

Бухгалтерия.

Дирекция по производству.

Службы главного инженера.

Юридический отдел

Недружественное поглощение.

Потеря капитализации.

Текущие судебные споры.

Проблемы в учете обязательств.

Финансовый директор.

Главный бухгалтер.

Финансовый отдел

Потеря ликвидности.

Отсутствие контроля расходования средств.

Планово-экономический отдел.

Бухгалтерия.

Бухгалтерия

Недостоверность отчетности.

Срыв сроков предоставления отчетности.

Налоговые претензии.

Внешний аудит.

Дирекция по внутреннему аудиту.

Планово-экономический отдел

Падение эффективности бизнеса.

Недостоверность управленческой информации.

Директор по продажам.

Директор по снабжению.

Директор по логистике.

Производственные подразделения.

Директор по качеству.

Служба безопасности

Злоупотребления сотрудников.

Хищения активов.

Дирекция по внутреннему аудиту.

Отдел охраны окружающей среды

Загрязнение окружающей среды.

Приостановление деятельности предприятия.

Производственные подразделения.

Отдел охраны труда и техники безопасности

Несоблюдение правил ОТиТБ

Производственные подразделения.

 

Отдельно необходимо упомянуть, что, как уже было сказано, внутренний аудит может знать абсолютно всё и, более того, в соответствии со стандартами должен иметь некое видение рисков. Поэтому при постановке риск-менеджмента необходимо начинать именно с внутреннего аудита, даже если он существует относительно недолго. Непосредственно при постановке риск-менеджмента целесообразно использовать внутренних аудиторов как экспертов, которые, с одной стороны, независимы, а с другой – отлично представляют бизнес.

Дополнительный совет по организации интервью: иногда целесообразно переговорить об общей картине с большим руководителем, а потом уточнять детали у начальников отделов. Для сокращения трудозатрат (причем, в первую очередь, большого руководителя) я иногда отказываюсь от этого интервью. После этого выгляжу в стиле «я упала с самосвала», потому что процессы уже понятны, и остаются вопросы из серии «вы хлопковые носки тоже под майонезом предпочитаете?». А уважаемый человек ждет от меня вопросов «Каково Ваше мнение о вверенных бизнес-процессах?». Спасибо бывшим заказчикам, поведение отрефлексировано.

Кроме того, очень важно, чтобы владелец бизнеса либо его представитель озвучил наиболее беспокоящие риски. Возможно, они будут не самыми большими, однако его видение ценно: возможно, что он рынок понимает лучше, чем наемный менеджмент.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.