© Осеев И.О. 

Процесс трудоустройства, как любое проявление волеизъявления судьбы – забавно, многогранно и, что совершенно точно, абсолютно неожиданно. Иногда мне кажется, что поиск новой работы – это как поиск новой жены. Но поскольку новую жену искать я не пробовал и не собираюсь, попробую обосновать свою точку зрения на других цифрофактах, впрочем, не исключающих данной аналогии.

Пара слов о том, почему поиск случился.

Поиск случился по причине того, что, взвесив все факторы, я ушел с должности руководителя службы внутреннего аудита одной очень амбициозной, мощной, бурно растущей организации. Работу в этой компании я вспоминаю с ностальгией, но с сожалением о том, что специфики там подчас больше, чем здравого смысла. Если вдаваться в конкретику, то исписать можно томов больше, чем то сделал товарищ Ульянов. Важно то, что, спустя время, я ни разу не жалею. Единственное – по коллективу скучаю, да и поиски работы затянулись.

Поиски, как они есть

Итак, искать работу я начал в конце января 2014 года, а нашел в конце октября того же года. Итого 10 месяцев. За это время я вел переговоры более чем с 30 различными компаниями, в 70% случаев переговоры велись с прямыми работодателями. При этом общее количество интервью составило 54 штуки (то есть на одну компанию в среднем 2 интервью, хотя были случаи и с единственным этапом, и с пятью). Структура переговоров представлена следующей таблицей:

То есть 40% всех интервью пришлось на август и октябрь. Активность в остальные месяцы была крайне низкой, из чего лично я делаю вывод, что устроиться можно либо в конце лета, либо осенью. Вообще, год можно любопытно охарактеризовать с точки зрения активности поиска персонала:

  • Январь – все еще пьют по поводу безвременно канувшего в лету нового года, рождества, старого нового года и 600-го юбилея граненного стакана. Какой поиск людей?
  • Февраль – вроде пить за новый год уже неприлично, за 23-е февраля не всем сподручно, да уже и весна на носу, пора завязывать с праздностью и чего-то искать.
  • Март – все пьют за первый день весны, за восьмое марта, за независимость Кореи и за день учителя в Албании. Надо кого-то искать – вот беда.
  • Апрель – пить всем решительно надоело, тем более что близится лето, а за ним и период отпусков. Не нашли в первом квартале? Во втором, тем более и искать нечего. Махнем за дедушку Ленина: работать, работать и еще раз работать.
  • Май – надо бы кого-то найти, что б хоть что-то показать боссу и свалить в долгожданный отпуск. Майским вечером как нельзя кстати идет пивко.
  • Июнь – все в отпусках, никто не отвлекает, теперь можно и поработать, например, с веранды летнего кафе. Июньским вечером как нельзя кстати идет пивко с винцом.
  • Июль – лето в разгаре, скоро перед боссом отчитываться, надо ускориться. Июльским вечером, естественно, очень кстати идет мохито.
  • Август – о! Боссы все еще в разъезде, а кандидаты уже понаприезжали. Пора бы их пообзванивать, чудным августовским вечером, да под пина-коладу.
  • Сентябрь. Ну, как-то, вроде, перед всеми отчитались. Можно особо не напрягаться – самое время добавить в вечерний кофе бейлиз.
  • Октябрь. Как? За весь год хреново искали? Да сейчас, поправимся, шеф! Конечно, поправляться коньячком – самое то.

Ноябрь, думаю, это очередное затишье перед порой безудержного пьянства, бессмысленной круговерти в колесе жизни, обблеваных факсов и не утонувших РТИ№2 в корпоративных сортирах. Где-то в глубине души, я уверен, что рекрутерам также сложно в тоннах единообразных резюме найти правильных людей, но я-то ведь правильный! Что, год не могли найти меня, когда я на каждом углу орал: “вот он я, возьмите меня?” Чушь.

Один мой контакт в Линкедине – весьма амбициозная дирпопер – сказала, что хороший сотрудник безработным не бывает. Версия, что я говносотрудник – заведомо ложна, посему толи она слишком амбициозна, толи тенденции 2014 года не вкладываются в естественную парадигму. Тем не менее, мне с каждым отказом становилось все сложнее и сложнее верить в светлое будущее. Ведь всякий раз финальное резюме работодателя выглядело на удивление однообразно: “вы нам нравитесь, но мы взяли другого”. Еще и деньги стали заканчиваться катастрофически…

Случилось чудо

Идущий к цели, дойдет до нее, — это известная догма, и я все же нашел работу. В итоге у меня на руках оказалось два конкретных оффера и два полуконкретных. А потом случилось еще чудо, и пришел достаточно вкусный оффер, который я тут же и принял.

Позиции, на которые я претендовал – от директора по внутреннему аудиту, контролю или КРУ до начальника отдела сходного по функционалу подразделения. Зарплаты вакансий варьировались от 150 000 до 350 000 руб.

И чтобы приличному человеку устроиться на работу, пришлось напрячь все свои знакомства, просверлить ни одну плешь рекрутерам, тысячи раз обновить резюме на HH.RU, сделать красивый профиль в Linkedin’e и еще много всяких танцев с бубном. Зато есть, чем повеселить почтенную публику. Поэтому расскажу про некоторые переговоры, максимально обезличено во имя соблюдения политкорректности. Расскажу, так как не могу молчать.

Давно не брал я в руки шпагу и не читал моралей вам

  • Одна очень большая компания назначила скайп-собеседование, но на него не пришла. Попытка встретиться завенчалась успехом лишь с третьего раза, компания традиционно обещала перезвонить. Но – понятно – раз уж на назначенное собеседование является с третьего раза, то перезванивать она точно не будет. Так и было.

Мораль: не ходите с большими компаниями на скайп-собеседования: они настолько заняты, что жопу свою поднять и принести в переговорку вряд ли смогут. А изображают бурную деятельность скорее с целью виртуального конкурса. Сами подумайте: в огромном холдинге нет специалистов, которых можно заместить из кадрового резерва?

  • Одна небольшая сельскохозяйственная компания предпочитала все время что-то обсуждать. После 5-го этапа собеседования, она сообщила, что не готова к очередному обсуждению.

Мораль: не ходите в компании, которые ставят целью обсуждения, а не прием на работу. Это можно выяснить уже на первых переговорах.

  • Директор одной сети ресторанов, очень любопытная тетушка, сказала так: “зачем мне ваши рекомендации с прошлых мест работы? Вдруг вы контакты своих бабушек предложили”.

Мораль: стоит задуматься о целесообразности сотрудничества с компанией, которая с первых минут общения высказывает признаки недоверия.

  • Одна небольшая, но очень качественная сеть медицинских клиник поразила своим Финансовым директором. Его очень интересовали финансовые показатели компании, в которой я работал на прошлом месте работы и общий интеллектуальный уровень менеджмента. Наверное, я выглядел дебилом на его фоне, но ни одного вопроса по делу я так и не получил.

Мораль: лично я не знаю, как лучше дать понять работодателю, что я прихожу устраиваться на вполне открытую вакансию со вполне себе очерченными в ней требованиями к квалификации. Но если Вас спрашивают не по теме Вакансии – будьте уверены, это нехороший знак.

  • Одна небольшая розничная сеть спорттоваров и одежды затягивала переговоры с 23 марта по сентябрь. Потом я постучался туда же через агентство. И что Вы думаете? Они готовы были взять меня на работу, только оффер прислали почти на 25% (!!) меньше, чем сумму, на которую договаривались. Хотя я и так демпинговал, дальше некуда.

Мораль: если с компанией сразу все не срастается, скорее всего, не стоит тратить на нее время. Я потратил 7 месяцев от безысходности, и получил обескураживающий результат. Видимо, с работой все-таки, как с женщиной: если тебя не хотят, то надо переходить к следующей. И возвращаться к предыдущей в надежде, что наконец-то “дадут” – не стоит.

  • Один небольшой торговый холдинг (в который я попал через агентство), позиционирующий себя как компанию с западным менеджментом, был вполне доволен нашими переговорами. И когда дело дошло до обсуждения з/п, они предложили на 25% меньше, чем мы договаривались с агентством. Мне сообщили, что я торгуюсь, как на базаре, и рынок меня не воспринимает, и больше мне все равно никто не даст.

Мораль: обязательно торгуйтесь – как на базаре, как на развале, как на блошином рынке – как угодно, будто вы живете последний день. Кому надо, тот денег добавит, а кому не надо, к тому и идти не нужно. Вы представляете, как работать с человеком, если он с порога может себе позволить задеть личность?

В качестве резюме

Если кого-то угораздило вляпаться в подобную ситуацию, желаю искренне удачи. Необходимо верить в лучшее, делать все от себя зависящее для достижения поставленной цели при трудоустройстве. И держать в голове очень забавную мысль, высказанную одним из многочисленных рекрутеров, с которыми мне удалось познакомиться: “не надо ни под кого подстраиваться. Просто надо, чтобы ваши выпуклости совпали с впуклостями работодателя”. Святые слова.

И если дело идет к тому, что без смены работы – никак, то как-то хорошо бы научиться сначала находить новую работу, а потом уходить со старой. Поиски могут затянуться, да и сил может банально не хватить. Берегите себя! Автор этих строк, переживая каждое не увенчавшееся приемом на работу интервью, существенно увеличил популяцию седых волос и научился гадить кирпичами (“shit bricks”).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.