— Добрый вечер ©. Известный анекдот про вежливого лося.
Недавно столкнулся с расплывчатым вопросом “где бы что почитать о том, какие вопросы лучше задавать при интервью в рамках аудита”. Действительно, все мы в рамках аудиторской деятельности так или иначе сталкиваемся с необходимостью получить информацию о том или ином факте, сигнале, индикаторе – в общем, любой крупице, которая поможет сформировать качественное аудиторское мнение в отношение субъекта аудиторского задания.
Но наглядной методички о том, какие вопросы стоит задавать, а какие нет – под рукой не было, да и в интернете особо-то и не нашлось. Когда-то мы вместе ходили на тренинг ACFE, посвященный расследованиям, и там давалось много качественного, глубокого, фундаментального и, при этом, максимально практичного материала. Однако направленность этого тренинга была именно на проведение расследований. Вне рамок расследований, а просто в ходе стандартной деятельности, каких-либо полезных методичек именно по внутреннему аудиту выявлено не было.
Не претендуя на звание дома высокой культуры быта, я поделюсь элементами интервью, которые мне всегда помогали получить то, что мне было необходимо. Настроение в этот раз томно-игривое, практически скабрезное, поэтому и подача материала будет соответствующая. Опять же, обычно это позитивно влияет на восприятие многобуквенной инфо. А здесь такая тема, что кратко — не обойтись. Не ввиду, конечно же, нашей бесталанности, но ввиду обширности темы. Итак, допустим, Вас что-то действительно интересует в рамках выполнения аудиторского задания. Вы подготовили некие темы и не знаете точно, в какой последовательности и как их задать: лично, письменно, по зуму/скайпу или за неформальным ужином. Что нужно сделать:
- Сформировать перечень вопросов любым доступным образом.
- Сообразить, какой из этих вопросов в какой обстановке уместней задать.
- Ранжировать вопросы по значимости. Нужно для того, чтобы понять, какие из них надо перепроверить.
Несколько шагов по проведению интервью.
Шаг 1. Встреча (калибровка).
В любом случае, получение вопросов стоит начинать с калибровки. Небольшой разговор о том-о сем, ни к чему не обязывающий. Цель – понять расположение духа, готовность к сотрудничеству, общее моральное состояние и эмоциональный фон. Что критично: попасть в модальность визави. То есть быть в том же эмоциональном состоянии, что и он. В идеале, определить страхи, с которыми оппоненту приходится иметь дело, тратя на вас свое драгоценное (а порой и не очень) время.
Шаг 2. Прелюдия.
Плавный переход к предметному обсуждению. Можно назвать это прелюдией. Здесь необходимо сформулировать цели, с которыми вы задаете вопросы. И аккуратно узнать об отношении визави к этим целям. Цель – поставить оппонента в ситуацию, из которой ему будет тяжело оказывать вам неконструктивное сопротивление. Для этого он должен принять и подписаться под целями, общепрекрасными как для компании в целом, так и для оппонента в частности.
Шаг 3. Проникновение (плато).
Непосредственно предметное обсуждение. Этот этап вполне логично назвать проникновением. Можно использовать следующие практики типы вопросов:
- Прямой вопрос – это вопрос по существу, в рамках которого может быть получен как правдивый, так и ложный ответ. Служит для получения первичного ответа. В рамках этого ответа респондент может как нервничать, так и успокаиваться. Причем не всегда можно сказать, что если нервничает, то врет. Просто такой вопрос требует больше проверок, чем тот, на который был дан спокойный ответ. Например: “по имеющейся информации, часть ваших подчиненных злоупотребляет алкоголем в ночь с пятницы на понедельник. А другая часть – несвоевременно либо не в полном объеме вносит лепту в оплату общего стола. Каково Ваше отношение к такому поведению коллег”?
- Нейтральный вопрос – это такой вопрос, в котором честность ответа не влияет ни на какой результат. Цель – успокоить и отвлечь оппонента. Например: «в прошлом году мои коллеги приходили к вам с проверкой. Что особенно полезного вам запомнилось при взаимодействии с ними?».
- Проверка. Цель – получить дополнительные свидетельства для составления мнения: врал ли респондент при предыдущих ответах. Существует масса вариантов перепроверить полученный ответ, но лично я использую чаще всего следующие:
- Иная формулировка ранее заданного вопроса. Здесь главное, чтобы между первоначальным и следующим вопросом прошло немало промежуточных, чтобы респондент не смог вспомнить, что его уже о чем-то подобном спрашивали. Ну, то есть вместо «как организованы закупки?» спрашиваем «а как же мы договор с таким контрагентом-то заключили?».
- Серия закрытых вопросов – таких, на которые вариант ответа может быть только «да» или «нет». Обычно вспоминается «Ты перестала пить коньяк по утрам?».
- Проективные вопросы. Навыки проективного интервью я приобрел давно, на специальных курсах. Но в жизни оказалось немало хитрых людей, которые прекрасно понимают, что проективный вопрос – не более чем уловка. Вместе с тем, увлечение некоторыми психологическими практиками дало мне четкое понимание: все люди говорят проекциями. То есть, говоря о другом человеке, они на него переносят свое видение. Поэтому проективный вопрос «как вы думаете, почему люди воруют?» в идеале даст такой ответ, который можно с высокой степенью точности трактовать как ответ на вопрос, почему именно респондент воровал бы. Не обязательно задавать такие вопросы напрямую. Можно подвести респондента к рассуждениям о других людях, ситуациях, фактах. Из этого, незаметно, можно почерпнуть картину мира самого респондента.
- Провокация. Не совсем красивое действо, но эффективное, и иногда без него никуда. Например: «вот ваш коллега из такого-то отдела рассказал, что вы устроили свою любовницу к нему на работу. Как вы, вообще, додумались до такого управленческого решения? Это же снижает эффективность работы в N раз». Здесь главное подобрать правдоподобный вопрос, дабы не сесть в лужу.
Есть еще шантаж и запугивание, но, поскольку это противоречит кодексу этики внутреннего аудита, говорить об этом будем лишь только на уровне теоретизирования. Очень полезной темой при перепроверке ответов является анализ невербального поведения. Об этом – в следующем пункте.
Шаг 4. «Окончание».
Анализ невербального поведения. В рамках рассматриваемой аллегории можно назвать это “окончанием внутрь”. То есть всё, финал процесса интервью. Кстати, на эту тему много литературы представлено в интернете. Например, нетленная библия Алана Пиза – язык телодвижений. Также интересен сериал “Lie to me”, который абсолютно реально дает понимание признаков, зная которые, можно судить о степени достоверности ответов. Опять же, курсы Сергея Мартынова дают конкретный ответ практически на любой вопрос рассматриваемого вопроса. Тем не менее, хотя фундаментальные знания – это прекрасно, но вот вам краткая практическая выжимка.
- Если человек слишком быстро отвечает на поставленный вопрос, значит у него был заготовлен на него ответ. Поэтому риск того, что он врет, выше.
- Если человек расширяет границы своего ответа, значит он стремиться создать такой контекст, в котором его слова были бы больше похожи на правду. Риск неправдивого ответа возрастает.
- Если человек фонтанирует деталями при рассказе той или иной темы, есть огромный риск, что он врет. Попробуйте, выслушав его до конца, попросить пересказать историю в обратном хронологическом порядке. Если будет путаться – точно врет.
- Если человек при формировании ответа активно двигает глазами в какое-то направление – следует подробно почитать о деталях, что это значит. Но в целом должны напрячь движения глаз влево-вверх и влево (когда смотрите оппоненту в фейс, для вас это движения вправо и вправо-вверх). Обычно это связано с конструированием мысли. Влево-вниз – не так, чтобы информативно.
- Человек может быть хорошо подготовлен и знать разновсякие уловки. Поэтому, если у вас нет полиграфа, дайте ему ручной кольцевой эспандер. Пусть во время ответов его сжимает. Вероятность, что респондент при этом сможет правдоподобно врать – очень небольшая.
Шаг 5. Расставание.
Так как лось всё-таки вежливый, независимо от достигнутых результатов и проявленных эмоций в ходе интервью, расстаться нужно максимально корректно. Конечно, может так оказаться, что в лесу больше и не встретимся. Но жить-то в этом лесу будем вместе. Как рекомендация – глядя глаза в глаза, крепко пожать руку, восхититься собеседником, утереть слезы, спросить, можно ли будет еще раз (обратиться к нему), ну и т.д.
Подводя итоги.
Планируя вопросы, Вы можете легко смоделировать – где, когда и при каких обстоятельствах Вам лучше их задать, какие перепроверить единожды, а какие – дважды-трижды. При этом, тем не менее, важно держать в голове, что не всякий фродстер всегда врет, и не всякий честный сотрудник всегда говорит правду. Абсолюта, понятно дело, не существует. Даже полиграфолога можно обмануть (а не сам полиграф), тем более за деньги – знать бы кому и через кого дать. Но наша же задача – понять, куда копать. А копать туда, где чувствительно. Где много эмоций респондента, где совокупность ответов намекает об интересностях…
В общем, желаем Вам быть эффективными и вооруженными вежливыми лосями, как в анекдоте. Главное – понять, что хочешь и составить план, как этого достичь. А в качестве дополнительной помощи при составлении плана – нижеследующая вишенка на торте в виде фундаментальной классификации к вопросам. Она будет весьма полезна для построения практически любого интервью – и, прежде всего, аудиторского.
Тип вопроса |
Определение |
Примечание |
---|---|---|
Закрытый |
Существует единственный вариант ответа |
|
Открытый |
Существует множество вариантов ответа |
|
Множественный |
Совокупность из нескольких вопросов, собранная в единый вопрос |
Лучше разбить на несколько вопросов, поскольку респондент ответит только на самый легкий или на самый последний в совокупности вопрос. |
Наводящий |
Подсказывает желаемый интервьюером ответ |
Лучше избегать, поскольку качественный ответ может быть получен только в следствии перебивания или возражения интервьюеру. |
Тематический |
Вид закрытого вопроса, ответ на который – это конкретный факт |
Задавать лучше для уточнения фактов и деталей и для удержания респондента в необходимой смысловой концентрации. |
Уточняющий |
Вид закрытого вопроса (что/как/где именно, все/никогда/каждый, в сравнении с чем) |
Используется для уточнения расплывчатых формулировок. |
Вопрос “о” |
Открытый вопрос, подразумевающий не односложный ответ о том или ином предмете, событии, явлении |
Используется для того, чтобы разговорить собеседника и выяснить его убеждения и ценности. |
Отражающий |
Вид уточняющего вопроса в том, как интервьюер понял респондента |
Используется при разговоре с детьми, при эмоциональных реакциях собеседника или когда собеседник путается в показаниях. |
Гипотетический |
Открытый проективный вопрос, направленный на получение информации о гипотетической ситуации (что было бы, если) |
Используется для проверки логичности мышления респондента. |
Вызов |
Открытый вопрос для получения дополнительной информации о респонденте. Примеры:
|
Используется для проверки объективности респондента. |
Структурный |
Разновидность открытого вопроса, нацеленного на получение инфо, укладывающегося в структуру обсуждения:
|
Такой вопрос лучше задавать тогда, когда накануне было получено инфо, которое явно не вкладывается в стройную структуру интервью – для уточнения, зачем оно было озвучено. |
Молчание |
Особый вид вопроса, который задается исключительно невербально |
Пауза до 5 секунд поможет респонденту собраться с мыслями. Пауза до 20 секунд может подтолкнуть респондента к тому, чтобы поделиться той информацией, которой он не планировал делиться. Пауза свыше 20 секунд нужна для того, чтобы надавить и получить конфиденциальную инфо или добиться уступки или признания. |