Начнем с того, что внутренний аудит дает альтернативный поток информации. Если, допустим, собственник ощущает, что взаимное восхищение менеджмента друг другом и им, то есть непосредственно собственником, не приводит к стратегическим целям компании, то очень любопытно послушать независимую версию о том, что не так. Мы как-то писали о том, что в некоторой компании, занимающейся мясопереработкой и дистрибуцией, годами не могли выявить причину повышенной усушки и утруски продукции при транспортировке, а вот с помощью аудита все выявили. Короче говоря, перепроверить что-то путем наблюдения процесса и аккуратного фиксирования результатов (без лишнего отвлечения на поесть и пописать) – это и есть независимый поток инфо. И он может давать результаты.

Ниже рассмотрим примеры полезностей от внутреннего аудита с небольшой классификацией, не претендующей на истину в последней инстанции.

  1. Базовые полезности.

Внутренний аудитор частенько выявляет, а точнее, озвучивает, практически всем известные факты. То есть чуть ли не любой топ-менеджер в организации, спроси его об этом напрямую, ответит, что не так и что нужно делать. Но почему-то не делает. И именно в этих вещах таится быстрая и очевидная эффективность. Можно указать несколько тем:

  • аутсорсинг. Практически на каждой работе сталкиваешься: либо нужно делать самим, но сейчас это на аутсорсинге, либо, наоборот – аутсорсинг столь дорогой, что принципиально дешевле делать собственными силами. Наш опыт показывает, что одна находка регулярно превышает по экономическому эффекту бюджет подразделения внутреннего аудита;
  • закупки. С ними всё понятно, техника анализа и выявление странных вещей просты, см. здесь и здесь. Один конкурс, возвращенный в разумность, так же, как и в аутсорсинге, легко покрывает бюджет подразделения. Есть одна особенность реакции менеджмента – он, увы, часто не хочет организовать нормальные закупки. Лично мы не расстраиваемся – есть «дежурный» аудит, в котором из года в год можно описывать примерно одни и те же деяния, при этом согласие всех с наблюдениями будет практически со 100%-ой вероятностью;
  • использование активов: управление оборудованием, управление ТМЦ и т.п. Внутренний аудитор часто обращает внимание на неиспользуемую технику, зашкаливающую стоимость ТОиР (когда срок окупаемости нового насоса меньше полугода), наличие неликвидных ТМЦ. Вроде все в курсе, каждый день видят горы неиспользуемого или древнего имущества. Но вот пока внутренний аудит не придет – палец о палец не ударят.

Кстати, могут не ударить и после прихода внутреннего аудита, но тогда хоть воздействовать как-то можно, аппаратно-корпоративно.

  1. Аналитика.

Внутренние аудиторы сейчас, как нам кажется, в первую очередь аналитики. И очень хорошо, что современные информационные системы позволяют выявлять всё по полной популяции данных. Традиционные находки:

  • сроки исполнения операций. Очень часто отчетность менеджмента лукава. Один из любимых примеров, который уже был на сайте – про срок ремонтов вагонов. Вагоноремонтное предприятие по отчетности может отремонтировать вагон за 4 минуты, но на станции он провел две недели. Соответственно, корректное измерение – первый шаг к фактической минимизации простоя, а не отчетной;
  • внутренний бенчмаркинг. На примере ГСМ – очень интересно слушать сказочки, почему расходы по одному и тому же типу техники на одном предприятии в разных подразделениях на 40% выше. Личный рекорд – снижение расхода ГСМ в 2 раза;
  • бенчмаркинг с использование внешних данных. Пример такого бенчмаркинга по нашей работе в розничной компании – анализ развития, то есть открытия торговых точек. Оказалось, что в одном городе одна торговая точка приходится на 20 тысяч населения, в другом – на 200 тысяч (значения условны). Сами понимаете, развитие в существующих городах оказалось проще. Или же выяснилось, что в небогатом регионе количество торговых точек с самой дорогой матрицей (то есть с самыми дорогими товарами) оказалось принципиально выше, чем в богатом. Кстати, и коренную причину выявили, маркетолог рассказал, почему так произошло. В-общем, тоже пересмотрели частично;
  • индикаторы фрода. На примере уже упомянутой розничной компании – внеплановые инвентаризации по индикаторам больше, чем в 2 раза были «успешнее» (то есть по выявленной недостаче) плановых.

Особенно интересно, когда отчетность предоставляется менеджментом. Ты в нее смотришь раз в три года и видишь то, чего менеджмент не видит, хотя мог бы делать это ежедневно.

  1. «В железе», или физическое изменение процесса.

Вспоминая «Уникак», «До сих пор все баталии по поводу работ шли на территории консультантов – методологии, процессы, организационные структуры и системы показателей. Здесь можно было говорить что угодно и толковать термины как это было нужно. Но оборудование – другое дело. Совсем другое. Во-первых, оборудование однозначно. И толковать о том, каким оно должно быть с точки зрения лучших мировых практик, доступных только консультантам, было невозможно. Во-вторых, клиент разбирается в оборудовании и знает, что оно может, а чего нет. И если оборудование заработает, но не окупится, это будет провал проекта, а не «Уникака».».

Традиционное для внутренних аудиторов – это, безусловно, всякие учетные дела. Очень типовые и окупаемые примеры – строительство дополнительных весовых и установка датчиков ГСМ. Последнее не только снижает расход ГСМ, но и в целом может использоваться для целей управления автопарком. А датчики расхода, например, компонентов для комбикормов, позволяют контролировать рецептуру, и, как следствие, привес животного поголовья,

Бывает интересно посмотреть техническое задание на проектирование на этапе проектирования.  Из личного опыта – коэффициент неравномерности подвода поездов по железной дороге был взят из справочника. Показался низковатым, кто знает, как работает РЖД – поймет. В итоге фактический коэффициент оказался в 4 раза больше. Написали письмо проектировщику, который и учел фактический коэффициент в проекте. Построенный терминал без проблем справляется. Внутреннего аудитора, скорее всего, уже не помнят, но рекомендация документально зафиксирована.

Иногда аудиторам удается путем наблюдений, измерений и анализа изменить организацию процесса. Из личного опыта работы на складах – пару раз в жизни сортировка ускорялась в разы. Потому что сами работали и знаем, как это делать эффективно.

Ну и высший пилотаж – это когда строится что-то новое либо же сносится что-то ненужное. Бывает еще реже, примеры буду описывать на пенсии.

  1. Корпоративная культура.

Считаем это одним из самых важных достижений. В той же розничной компании обратили внимание на гниловатую корпоративную культуру, а именно на то, что очень многие победители всяких мотиваций получались путем искажения отчетности. Кстати, это было просто характеристикой рынка. При этом после «побед» инвентаризации выявляли огромные пересортицы, а контрольные закупки показывали обман продавцов иногда больше, чем в 10% случаев.

Путем написания длинных писем, встреч с менеджментом и т.п. за примерно полтора года удалось доказать, что все победы должны быть честными. Кстати, поняли, что принципиально изменились подходы руководства, когда один из больших руководителей после своего отпуска разослал письмо о том, что фрод не должен учитываться ни в чьей мотивации, включая его личную. И, безусловно, приняли на работу несколько человек, которые занимались непрерывным мониторингом (потом узнали, что это – continuous audit).  

Результат, измеренный через 10 лет при объединении с аналогичной сетью – уровень потерь в 10 (!) раз меньше.

Ну и предложение ко всем читателям – а давайте увеличим объем статьи в 2 раза! Присылайте свои истории, будет интересно. Можно без указания компании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.